На светлогорско-зеленоградском направлении снова появились художества, посвящённые Михаилу Зацепину, директору ГУП "Янтарнный комбинат". Словесной изысканностью тексты, как и в первом случае, не отличаются, зато на сей раз их много – на рекламной стене хозпостроек Холмогоровки и на дорожном указателе.
Какого-то заборного графомана, отчаявшегося на неординарный поступок, видимо, Зацепин достал до печёнок: оставил без янтаря и, следовательно, без средств к существованию. Таких неприкаянных янтарщиков, оставшихся по воле директора комбината без работы, сегодня по просторам области можно насчитать десятки – поди, определи, кто из них рискнул взять в руки кисть (не путать с кистенём) и совершить отмщение…
Впрочем, граффитчиков никто и не ищет. Полицейские, скорее всего, отрабатывают и другую версию. Почему бы, например, Зацепину самому не организовать "живопись". Во-первых, это отвлекает от главной проблемы – от спекуляции янтарём, прикрываемой правительством области и дирекцией янтарного комбината. Во-вторых, жертва публичного остракизма может рассчитывать на жалость и покровительство губернатора. Отчего бы самому Зацепину не прибегнуть к такому способу защиты? Гонимых у нас всегда жалеют и защищают. Тем временем Васька слушает да ест. За пределы Калининградской области уплывают десятки тонн солнечного камня высшего ювелирного качества. Местные художники только успевают открывать рты. А Зацепин думает, что никто не узнает о янтаре, перемещённом в Астану и Шанхай.
Похоже, Зацепину не даёт покоя образ Виктора Богдана, считавшегося янтарным королём. Но Богдана вынудили скрыться за границей. "Корона" освободилась. Но чтобы стать Геростратом, надо спалить Рим. Вот и пошла писать губерния – на указателях, на стенах и заборах. Чем не слава, хоть и скандальная?! Зацепин, янтарный король-2, может быть доволен рекламной кампанией.
Конфликт между единственным в стране добытчиком в лице янтарного комбината и сотнями переработчиков камня не затухает. Два месяца янтарщики ждут не только ответа от президента на направленное ему обращение, но и действий от власти, призванной защищать малый и средний бизнес. Ни Путин, ни Цуканов, ни Колокольцев палец о палец не ударили, чтобы спасти от разорения местную янтарную перерабатывающую отрасль.
Впрочем, некоторые действия власть всё же предприняла. Она решила наказать авторов обращения. За то, что 402 человека, подписавших петицию, потревожили кремлёвского старца. Полиция организовала жалобу от приближённых к Зацепину янтарщиков (есть и такие!) Алексея Ильяшова и Кирилла Емельянова, которых будто бы обманули, дали подписать не тот текст, о котором шла речь на собрании членов Янтарного союза 2 апреля. Два коллаборациониста жаловались, что собрание не так организовано, на него неправильно приглашали, Глинская не так его вела и т.п.
Областной ОБЭП дал поручение светлогорскому шефу полиции Евгению Летунову проверить со всеми вытекающими последствиями. Полковник взял под козырёк. Во вторник, 27 мая, в светлогорский отдел по борьбе с экономическими преступлениями пригласили Ольгу Глинскую, исполнительного директора общественного объединения Янтарный союз. Следователь интересовался подробностями происхождения текста обращения, именами членов редакционного совета, процедурой составления обращения и подписания членами Союза.
– А какое в этом преступление? – задала наивный вопрос без пяти минут правонарушитель.
– Я и сам не знаю, – простодушно признался следак.
В России давно повелось: был бы человек – статья найдётся.
В ход пошли все средства. Зацепин все перерабатывающие предприятия поставил под свой контроль, они ему обязаны докладывать все основные экономические и производственные показатели. Про янтарщиков распространяют клевету, людям раздают наполненные враньём и ядом листовки. Организована пятая колонна переработчиков, еженедельно регистрируется несколько новых предприятий янтарного направления, не имеющих производственных мощностей. Таких удобно использовать для переброски сырья в Москву – и далее в Китай. Поднявшаяся было янтарная отрасль сознательно уничтожается. На смену идёт средневековье: выкопал камень – тут же продал китайцам.
В Калининградской области примерно десять лет назад была объявлена охота на инакомыслие. Но чтобы она распространялась на сферу экономики – такое произошло впервые. Вот-вот начнутся настоящие репрессии. Их спровоцировал неожиданный спрос на янтарь за рубежом. В Китае наш камень стоит почти столько же, как и золото. Зацепина, его окружение и крышевателей понять по-человечески можно. Поймёт ли народ, оказавшийся без янтаря и без работы? Это мы узнаем по внешнему виду дорожных указателей.