Константин РОЖКОВ
В Калининградской области 27 марта по распоряжению губернатора Антона Алиханова принудительному выселению из своего жилья подверглись 160 человек. Старики, женщины, инвалиды рыдали, бросая на произвол судьбы свой нехитрый скарб – кой-какую мебелишку, телевизоры, ковры. Ирина Полищук, директор социально-оздоровительного центра «Мечта», разрешила взять с собой только то, что несчастные люди могли осилить. Словно беженцы в военное время, они долго сидели в вестибюле со своим пожитками – в котомках, авоськах, с упаковками туалетной бумаги, ожидая погрузки.
Их перевезли недалеко, через улицу. В 7-й корпус санатория «Отрадное». На «санаторно-курортное лечение и оздоровление», как сказано в уведомлении, составленном в форме приговора. Уведомление и «дополнительное соглашение к договору» сочинялось наспех. После того, как председатель общественной организации инвалидов «Георгенсвальде» Андрей Турицын, выслушав десятки жалоб своих членов, направил протесты в прокуратуру и местное правительство. Поначалу людей намеревались просто выкинуть. Их просто собрали в столовой и объявили пакт о выселении.
Многие из пенсионеров и инвалидов проживают в социально-оздоровительном центре годы и десятилетия. Для них «Мечта» – единственное и последнее в жизни обиталище. В своё время за возможность переселиться в социальное учреждение некоторые из обитателей «Мечты» отдали собственные квартиры в Калининграде и других городах области. «Мечта» стала для них родным гнездом, все проживающие здесь прописаны. Это их дом.
Комфортный корпус социального центра потребовался для устройства здесь обсерватора. На случай изоляции граждан, подозреваемых в инфицировании коронавирусом. В калининградском правительстве через интернет так прокомментировали свои действия: «В санатории пожилые люди будут проходить лечение с учётом всех мер безопасности в условиях режима повышенной готовности. Им обеспечат питание прямо в номерах, а заботиться о них по-прежнему будет персонал центра «Мечта». Пациенты продолжат получать социальную поддержку в полном объёме. Временный переезд пожилых людей – вынужденная мера, принятая оперативным штабом по контролю за новой коронавирусной инфекцией. На базе Светлогорского социально-оздоровительного центра «Мечта» организуют дополнительный обсерватор. Это уже третье место в области, где будут размещаться люди, находящиеся на самоизоляции с ограничением всех контактов под постоянным медицинским наблюдением».
На поверку обещания оказались обманом. Выселенные из своих апартаментов, из «Мечты», теперь трижды в день – кто с клюшкой, кто с ходунками, кто поддерживаемый более здоровым товарищем – бредут из одного санаторного корпуса в другой, где размещена общая столовая. К полученному стрессу добавляется новая физическая нагрузка и риск заразиться во время перехода коронавирусом.
– То, что обещала Полищук и что обещали на портале правительства, в самом деле, этого нет, – жалуется Турицын. – Старики вынуждены ходить три раза в день через улицу в столовую. На костылях. Молодые инвалиды носят еду тем, кто сам не в состоянии дойти. Вот тебе и самоизоляция. на бабушка мне сказала: «Мы, наверное, туда уже не вернёмся уже. В «Мечту»…
Столкнувшись с полным безразличием в местном правительстве, Турицын как председатель общества инвалидов 30 марта адресовал президенту России заявление с просьбой прекратить произвол и пресечь унижение людей, восстановить их права. Уже 31 марта из аппарата главы государства по электронной почте ему пришло уведомление: «Ваше обращение направлено в правительство Калининградской области для обеспечения получения вами ответа». Заметьте, не для принятия мер, а всего лишь для ответа. То есть, ответ уже предполагается. Прошло 2 недели…
Жители посёлка Отрадное (Светлогорска) возмущены, что курортный городок может превратиться в своего рода лепрозорий, в рассадник коронавируса. Здесь уже открыли одну точку для передержки самоизолирующихся. На базе детского оздоровительного лагеря «Паруса надежды». Напротив кладбища. Калининградцы резонно полагают, что для временного размещения предполагаемых заражённых можно было бы использовать резиденцию Путина, много лет пустующую в курортном городе Пионерском. Там, в условиях полной изоляции с пропускным режимом, можно было бы наблюдать за любым количеством инфицированных. Под такие же цели годятся и виллы местной знати, ратующей за свой народ, за судьбу российской нации. Дворцы, украшающие побережье Балтики всё равно в весенний сезон простаивают.
Но власти только и способны, что с утра до вечера гонять по Калининграду машины с громкоговорителями, разгоняя немногочисленных прохожих по домам. Вселяя страх и ужас.
Для изгнанников из «Мечты» 2 апреля санаторий «Отрадное» превратился в тюрьму. Елена Кучеренко, директор-главный врач, издала приказ о введении строгого карантина: установить дополнительный пост охраны, прекратить свободный доступ проживающих и иных граждан «через ворота, калитки ограды корпуса», после 20.00 – всё под замок, прекратить выход за пределы корпуса проживающих из ССОЦ «Мечта», запретить посещение родственниками.
«Переселенцы» пуще загрустили. Им бы пожаловаться, но нельзя – со свету сживут. Самое страшное для них наказание – гнев директора. Все боятся Полищук. У неё в «Мечте», уверяют старики, лагерная дисциплина. Любая жалоба приравнивается к бунту. А у них и без того здоровье не блеск, нервы расшатаны донельзя.
Так называемая пандемия высшему руководству области развязала руки. Чиновники и представители правоохранительной системы сочли,видимо, что чрезвычайное положение отменяет все законы. В этой обстановке им можно всё – нарушать права людей, превышать должностные полномочия, устанавливать любые абсурдные ограничения и требования.
Обосновывая свой приказ, Кучеренко сослалась на несуществующий указ губернатора «О введении режима строгой самоизоляции». Такого указа в списке нормативных актов Калининградской области нет. Если ориентироваться по номеру 157 от 30 марта, то можно найти постановление Алиханова. Но оно называется «О внесении изменений в постановление правительства Калининградской области от 16 марта 2020 года №134».
Однако упомянутое постановление не наделяет г-жу Кучеренко правом устанавливать карантин, это во-первых. Во-вторых, губернатор велел всего лишь прекратить с 28 марта по 1 июня бронирование мест, приём и размещение граждан в санаториях, что напрямую относится к обязанностям директора санатория. В-третьих, губернатор обязал прекратить деятельность объектов массового отдыха на территории Светлогорского городского округа, что тоже касается Кучеренко. Выходит, Елена Владимировна должна была не карантин объявлять, а закрыть санаторий «Отрадное» совсем. А куда же девать стариков из «Мечты»? Выгнать на улицу?
А может, их просто вернуть на законные места, где они приготовились доживать свой век?
Приказ директора-главврача тянет на статью УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Видимо, сама Кучеренко, желая угодить губернатору, не разобралась в ситуации, а толкового юриста, который мог бы предостеречь от непродуманных действий, у санатория нет. Но причём здесь люди?