Валерий ГРОМАК, собкор «НВ», капитан 1 ранга запаса. КАЛИНИНГРАД
Утверждая пять лет назад Стратегию развития российского казачества, Владимир Путин практически подтвердил, что оно является составной частью гражданского общества и служит во благо России. Но к славному казачьему роду нет-нет да и причисляют себя те, кого народ называет «ряжеными».
Не имея никакого отношения к казачеству, они правдами и неправдами обзаводятся генеральскими погонами, запасаются соответствующими удостоверениями и начинают права качать.
Я знал, например, что в Калининградской области официально действует Балтийский отдельный казачий округ, а верховодит местными казаками войсковой старшина Максим Буга, настоящий атаман то есть. Каково же было мое удивление, когда в одной из местных газет прочел о том, что в регионе объявился еще и казачий генерал. Именно такой корочкой стал размахивать Анатолий Г. (редакция располагает его настоящей фамилией. «НВ»), когда его сына Эдуарда, бывшего оперуполномоченного уголовного розыска, совершившего на крутой иномарке громкое ДТП в центре Калининграда, задержали сотрудники полиции. И именно папаша, как предположило издание, помог в свое время отпрыску условно-досрочно выйти на свободу из исправительной колонии общего режима, куда Эдуард попал, проще говоря, за пытки в полицейском участке (потому он и бывший опер). Что же это за всесильный казачий генерал такой?
– Да никакой он не генерал, а проходимец и мошенник, с казачьей прямотой говорит Максим Буга. Он даже в армии не служил. В свое время Славским судом был осужден на 4 года за мошенничество в особо крупном размере. А в Москве купил какой-то патент и стал генералом. Правоохранительные органы об этом знают, но мер никаких не принимают. Или ждут, когда с ним разберутся сами казаки?
Кстати, право присваивать высший чин «казачий генерал» дано только президенту РФ (как и любое воинское звание «генерал» для всех офицеров силовых ведомств). И насчет незаконного ношения форменной одежды со знаками различия существует ответственность по статье 17.12 КоАП РФ. Однако я пока не знаю ни единого случая, когда эта статья была применена на практике. Наоборот, сотрудники МВД, как и в случае с Анатолием Г., почему-то на веру принимают фальшивые генеральские корочки, в то время как люди смеются, справедливо обзывая таких казаков «ряжеными».
Что же делать? Как бороться с казачьими псевдогенералами? Наиболее правильный ответ на этот вопрос, на мой взгляд, дал ветеран афганской войны, кавалер трех орденов Красной Звезды, бывший депутат Калининградской областной думы Юрий Федорищев: «Фальсификация биографий, наград и боевых заслуг будет продолжаться до тех пор, пока хотя бы одного прохиндея не посадят в тюрьму».