Наука выбирать: почему чиновникам придётся сменить Путина на Фортова
Александр РУБЦОВ, руководитель Центра анализа идеологических процессов
Главными сенсациями последнего времени стали выборы — в США и в РАН. События поистине президентского уровня, долгое время не отпускавшие внимания мирово
й научной и всякой другой общественности.
Бунт вертикали
И вот, наконец, в Москве, в Екатерининском зале Кремля, состоялась долгожданная встреча двух президентов. Президент России Владимир Владимирович Путин встретился с президентом Российской академии наук Владимиром Евгеньевичем Фортовым и имел с ним недолгую, непродолжительную беседу. Беседа случилась на заседании Совета при президенте России по науке и образованию и была посвящена итогам выборов в Академию наук 2016 года. Путин высказал претензии президенту РАН по поводу избрания ряда чиновников высшего звена, баллотировавшихся в академики и члены-корреспонденты, вопреки его прямому и категоричному запрету. 25 высокопоставленных чиновников ослушались своего президента и выдвинулись, а 14 из них подопечные президента РАН послушно избрали. Лидер нации обратился по этому поводу к лидеру науки со всей свойственной ему [лидеру нации] прямотой: «Зачем вы это сделали?»
Заверение о том, что избраны люди исключительно достойные, должного эффекта не возымело. В ответ Владимир Путин высказался в том смысле, что совмещать выдающиеся научные исследования с интенсивной аппаратной, управленческой, а тем более политической работой невозможно. Таким образом академики своим неловким и недальновидным поступком поставили президента страны перед необходимостью уволить избранных в РАН деятелей науки и управления с их государственных постов. И, надо думать, он это сделает: прозвучало почти как «мочить в сортире». Человек, это сказавший, не злопамятный, но зла не любит, и память у него хорошая.
Все эти события — добрый знак. Последнее время вообще наметились некоторые просветы — общая тяга к очищению. После таких заявлений российские ученые и функционеры ВАК наверняка проявят большую отвагу и принципиальность в делах, связанных с неприлично слабыми, местами просто безграмотными диссертациями скандально известных министров. Тут звания присвоили — там требуют лишить. Придется все же что-то предпринимать, чтобы потом не услышать от президента: «Зачем вы этого не сделали?»
Однако в связи со всем этим, как ни странно, вспоминается история с отечественным сыром. После введения контрсанкций наша сыродельная промышленность оказалась на подъеме и долгое время на нем была. Но потом выяснилось, что примерно 90% всего этого ураганного импортозамещения — грубый фальсификат. Разразился скандал; люди озадачились судьбоносными вопросами: что же это они такое производят и что же такое мы едим?
Согласно списку избранных в этом году академиков и членов-корреспондентов по крайней мере семь человек нарушили негласный запрет Путина.
Академики:
сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов,
заместитель министра образования и науки Алексей Лопатин.
Члены-корреспонденты:
замглавы МВД Александр Савенков;
директор департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава Сергей Румянцев;
начальник главного медицинского управления Управделами президента Константин Котенко;
начальник главного военно-медицинского управления Министерства обороны Александр Фисун;
замдиректора Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) Игорь Шеремет.
Страшно не то, что люди едят (сами ковали свою судьбу на выборах), а то, что государство вообще не работает. А если и работает, то исключительно на свой карман. Фальсифицированные сыры, диссертации и пр., как в капле воды, показывают, в какой мышеловке мы все оказались.
Эти скандалы — даже не надводная часть огромного айсберга, а так, пузыри на воде. Хоть в чем-то пробиться в решении этих проблем до сих пор не удавалось, даже точечно и символически. Но тут, похоже, прорвало: национальному лидеру плюнули прямо в душу из его же вертикали. Такого нахального, демонстративного, а еще и коллективного ослушания до сих пор не было и даже трудно было себе представить.
Глупое положение
Однако здесь все гораздо сложнее, чем с сыром. Академию унизили дважды. Сначала ее подчинили вертикали, а теперь интересуются, почему она не хочет портить с этой вертикалью деловые и человеческие отношения. Тем более что ряд выдвиженцев не просто проявили самодеятельность, но и согласовали свои действия с непосредственными руководителями. Почему в этой ситуации академики и лично Фортов должны были думать, что президентский запрет годовой давности до сих пор сохраняет силу? Кто в научной среде мог подумать, что в среде ненаучной, а тем более псевдо- и даже антинаучной, кто-то может позволить себе так грубо шалить с прямыми президентскими рекомендациями?
Хотя, если подумать, конечно могли бы: воровать в системе вертикали президент тоже запрещал и не раз.
Скандал будет иметь далеко идущие последствия. Уже имеет.
Фортову президент все высказал публично, более того — явно на публику. Он, конечно же, понимает, что Фортов здесь далеко не первый, кому надо предъявлять претензии. Может быть, даже последний. Но повод выступить прекрасный. А публично распекать своих же подчиненных — самого себя ставить в глупое положение. Мы тут миром управляем и Америку пугаем насмерть, а на своих же задворках твое же собственное величие нагло опускают, демонстрируя отсутствие главного — страха.
Это значит, что вертикаль уже готова пойти вразнос. Или уже идет. Людям придется поменять одного президента на другого. Но, может быть, Академия наук даже в нынешнем ее плачевном состоянии — более надежное пристанище, чем коридоры власти? Лучше лишиться места, чем дожидаться судьбы Улюкаева.
Хотя вряд ли все ограничится только увольнением с госслужбы. Ситуация знаковая и тянет на новые знаковые заявления.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/opinions/politics/