Из беседы Светланы Сорокиной с Григорием Явлинским
― …Они уже свои ошибки сделали ― те, кто тогда путч устраивал. А мы-то какие ошибки за эти 30 лет сделали, почему мы действительно прошли по кругу, как вы справедливо сказали и оказались в той же точке.
― На мой взгляд, две очень существенные особенности или ошибки, если хотите. Мы с большими провалами и преступлениями, самое главное – провалами, провели реформы 90-х годов. Их можно перечислить и объяснить. Мы создали тогда, заложили фундамент корпоративной мафиозной системы, в которой сегодня живём.
― А вы считаете, можно было избежать?
― Да, просто нужно было действовать совершенно иначе.
― Может, мы как-то обречены к этому…
― Нет, ничего мы не обречены. Просто по целому ряду субъективных причин был избран такой путь и такая программа, реформа, которая в итоге привела к созданию корпоративного мафиозного государства. Была создана такая фундаментальная экономическая система, которая отвергала независимое правосудие, она отвергала правовое государство. Она отвергала свободу СМИ. Ну, все потом, когда такой фундамент был создан, после этого уже не о чем было говорить. И пришёл Владимир Путин. И создал ту систему, в которой мы сегодня живём. Раз уж мы заговорили, то два обстоятельства я назову. Первое – это была гиперинфляция в 2 тысячи 600 процентов, сделанная искусственно. Созданная искусственно. Потому что провести освобождение государственных монополий, а никаких других предприятий не было, от контроля — это значит обречь страну на колоссальную гиперинфляцию.
― Я помню. Мы тогда все миллионеры были.
― В 1992 году это было сделано. Инфляция была 2600%. Но я хочу сказать вам, что суть этой инфляции была конфискация. То есть все люди потеряли все сбережения, все на свете. И второй шаг тоже был на ваших глазах. Это была приватизация. Особенно приватизация, которая называлась таким мудреным выражением – залоговые аукционы. А какая она могла быть, кроме криминальной. Поскольку все сбережения и все, что было – было уничтожено гиперинфляцией. Эти два шага и создали фундамент, который потребовал отказа от независимого правосудия, отказа от свободных СМИ. Ну, отказа даже от реально избранного парламента. И подбор такого наследника Бориса Николаевича Ельцина, который не изменит эту систему. Не тронет тех, кто стал миллиардерами в ходе этих двух шагов реформ. Это одна причина. Но была ещё одна. А вторая причина заключается в том, что общество и государство не дало оценку советскому периоду, сталинскому периоду, большевикам. Большевистской революции. Или перевороту. Общественной государственной оценки не произошло…
Подробнее – здесь: https://www.yavlinsky.ru/