Кирилл РОГОВ, политический обозреватель
Главное тут понимать — чему и кому поставлен памятник перед МИДом. Это памятник «отказу Примакова соперничать с Путиным на выборах 2000 г.» Только и исключительно этому.
Тот кто помнит, не даст соврать. Примаков был главным потенциальным соперником Путина на тех выборах. Покойный журналист Доренко, работавший на проект «Единство-Путин», рассказывал о Примкове в эфире первого канала, что у него железные протезы вместо костей, 16-я стадия геморроя и недержание мочи. Чтобы доказать, что Путин более достойный кандидат в президенты.
Забавно представить, что было бы с Примаковым и памятью о нем, если бы он не отказался тогда. Ну, всплыла бы какая-нибудь история, что он, дескать, продал атомную подводную лодку палестинским террористам. Вышло бы с десяток телепередач, в которых рассказывалось, что именно Примаков один из тех шестерых евреев, которые по заданию ЦРУ и семейства Ротшильдов развалили Советский Союз. Темно и загадочно была бы рассказана история о том, как по его вине в 1969 г. была провалена резидентура в Каире, возможно в результате подкупа со стороны Саддама Хусейна. Вскрылись бы какие-то нелицеприятные подробности приобретения им дачи, даже с каким то криминальным душком, мертвой старушкой и обманутыми детьми. — Хрен бы ему был, а не памятник, в общем.
Второе, что нужно помнить о Примакове, это рассказ Анатолия Черняева, на тот момент заместителя заведующего отделом ЦК, как он оказался на даче у Примаковых (конец 197-х, кажется) и был потрясен домом, обставленном в западном стиле, набитом новейшей западной бытовой техникой. Черняев — наивная душа — даже не мог понять, как это может быть и откуда все это может взяться в Советском Союзе.
Человек, которого я хорошо знал в юности и который имел общую юность с Примаковым, говорил: «Женька, из нас был самым глупым, поэтому он далеко пойдет, очень далеко, Женька — настоящий карьерист». Как ни странно, роль Примакова в российской истории была интересной, гораздо интереснее, чем можно было предположить. Благодаря Примакову в России шесть месяцев была президентско-парламентская республика (это когда президент избирается напрямую населением, но при этом премьера назначает парламент). Он бы мог сыграть и вовсе интересную роль в российской истории, реализовав невиданную в России модель политика-центриста, если бы не был настоящим карьеристом и не отказался от борьбы с Путиным. Ради сегодняшнего памятника.
Вот что такое «настоящий карьерист». Этому и памятник установлен перед МИДом.