Если она рванёт – дерьма хватит всем
Казалось бы, выборы закончены – и да здравствуют выборы! Можно забыть. Все бумаги – списки, протоколы, агитацию, удостоверения, бюллетени – сдать в архив, а лучше сжечь. Сжечь было бы самым надёжным прикрытием преступлений. Увы, пока такая норма законом не предусмотрена. Пока…
8 сентября прошлого года в Янтарном городском округе проходили выборы местных депутатов. По одномандатному избирательному округу победителем (да простится нам такая милитаристская лексика) признан был Дмитрий Высоцкий, пенсионер от КПРФ. Его сопернику, молодому успешному фермеру Александру Лузину, не хватило каких-то 6-7 голосов избирателей.
У Лузина закралось подозрение, что итоги голосования было злонамеренно искажены. Основания были, ведь кандидат и его команда мониторили едва ли не каждого голосующего. И по их подсчётам мандат народного избранника должен был достаться Лузину. Кому жаловаться? В суд, конечно.
Простое знакомство с протоколами участковой избирательной комиссии показало, что всего избирателям положено было выдать 206 бюллетеней, а при подведении итогов выяснилось, что их фигурирует 238. Откуда взялись 32 неучтённых бюллетеня – непонятно. Участковая комиссия, определяла результаты голосования по утверждённой законом формуле. На основе данных, выданных электронным КОИБом (комплекс обработки избирательных бюллетеней) плюс тех, которые получены были при пересчёте бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей и содержавшихся в переносных урнах.
Исковое заявление обманутого кандидата досталось рассматривать Владимиру Ганину, судье Светлогорского городского суда.
Ганин нарушений не выявил и в повторном пересчёте голосов избирателей по бюллетеням (в том числе и тех, которые приняты КОИБом, и которые никто в руках не держал – разве что скопом, когда их складывали в мешки и опечатывали) отказал.
В Калининградском областном суде, куда с апелляционной жалобой обратился Лузин, дело приняло неожиданный оборот. Судебная коллегия под председательством судьи Анжелики Струковой пришла к иному выводу. Апелляционная инстанция казённым юридическим языком объяснила, что разница между голосами сторонников одного и другого кандидата слишком мала, чтобы пренебречь 17 неиспользованными бюллетенями, которые на момент судебного разбирательства оказались непогашенными в законном порядке, «а итоги голосования в протоколе окружной избирательной комиссии определены без учёта норм закона».
В итоге, облсуд решение Ганина отменил, признал незаконными протоколы избирательной комиссии и обязал УИК №524 и ОИК №2 повторно определить итоги выборов. То есть комиссия в срочном порядке должна была приостановить полномочия депутата Высоцкого, который заседает в совете и голосует за решения представительного органа местного самоуправления, и срочно бежать, вскрывать мешки с бюллетенями, пересчитывать их вручную. В присутствии Лузина и его доверенных лиц.
Определение облсуда вступило в законную силу 4 декабря.
И…
В январе 2020 года Лузин, так и не дождавшись исполнения законного решение суда, вынужден был обратиться к своим избирателям. В его листовке, в частности, сказано:
«…И вот здесь началась почти что детективная история. Согласно закону, избирательные комиссии в течение месяца должны были исполнить решения суда. Но члены комиссий по непонятной, на первый взгляд, причине этого делать не стали. Муниципальная избирательная комиссия в лице её председателя Зданавичене В.В. даже подала кассационную жалобу в 3-й кассационный суд с требованием отмены апелляционного определения Калининградского областного суда от 4 декабря 2019 года. С точки зрения здравого смысла, члены избирательных комиссий, не исполняя решения суда, поступают далеко не умным образом, поскольку за указанное бездействие предусмотрена уголовная ответственность по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» в виде штрафа до двухсот тысяч рублей вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Возникает, естественно, вопрос: «А из-за чего они так упираются и подставляются под уголовную статью?»
Ответ напрашивается сам собой. Нежелание пересчитывать бюллетени и определять новые итоги голосования вызвано тем, что при пересчёте может выясниться, что итоги голосования по избирательному округу №2 были подтасованы членами участковой и муниципальной избирательных комиссий и Высоцкий Д.А. признан избранным депутатом незаконно. А это, в свою очередь, может повлечь для участников уголовную ответственность уже по статье 142.1. УК РФ «Фальсификация итогов голосования».
Казалось бы, что проще: возьми и пересчитай. Нет. У избирательных комиссий, вплоть до областной, которой рулит Инесса Винярская, всё это время – почти 5 месяцев – продолжается тихая истерика.
– Они не знают, что предпринять, – объясняет Владимир Кравченко, юрист, представитель Лузина в судах. – Оттягивают любым путём, чтобы придумать, как схимичить.
От подробных комментариев Кравченко отказался.
Схимичить можно несколькими способами. Первое, отпечатать в типографии новую пачку бюллетеней, чтобы подложить в старые и подогнать результаты выборов под «протокольные». Но печатная форму давно уничтожили, а точно такую, как была, уже не сделать. Второе, при транспортировке опечатанных бюллетеней из полиции, где они лежат «арестованные», может порваться мешок, а содержимое высыплется. Третье, можно попытаться пойти и покаяться хозяину янтарного края. Только он принимает окончательные политические решения. Однако вряд ли ААА будет размениваться на такие мелочи. Пусть хоть весь облизбирком со своими политтехнологами и остальными избирательными комиссиями в тюрьму сядет! Он и так по уши… У него на носу встреча с самым большим хозяином в Кремле, и неизвестно, чем она закончится.
И, наконец, четвёртое, можно договориться с заинтересованным лицом, с Лузиным. Взять, перекрыть ему предпринимательский кислород. Обрушить бизнес. Например, если Лузину испортить посевную, он уже к осени разорится. И, похоже, с ним договорились. Судя по тому, что исполнительный лист, выданный судом и переданный в службу судебных приставов, он уже отозвал.
Есть и ещё одно лицо. Прокуратура. В судебных заседаниях интересы государства представлял заместитель Светлогорского межрайонного прокурора Александр Рубинфайн. Он-то уж заинтересован в соблюдении законности. Но на момент написания данного материала Александр Александрович отсутствовал. Его командировали в Гвардейский район исполнять обязанности райпрокурора. Светлогорский межрайонный прокурор Вячеслав Гришин, как говорится, не в курсе. «На вскидку, такого дела не помню», – вот и весь его комментарий.
Зато помнит редакция СК. И, видимо, к затронутой теме ещё придётся вернуться.