Константин РОЖКОВ
А может, стоит нам всем снять с книжной полки повесть «Тепло родного очага», или сборник рассказов «Белки на дороге», или «Лето на Севере», или роман «Дело генерала Раевского» и прочитать. Как нам решиться в суете быстротекущих событий выкроить час-другой, чтобы прочитать всё то, на что Юрий Николаевич Куранов потратил десятилетия своей драгоценной жизни? В состоянии ли мы совершить подвиг над самим собой и приобщиться к мировой литературе, рождавшейся у нас по соседству? На улице Карла Маркса, теоретика коммунизма, не имеющего ровно никакого отношения к Светлогорску…
Увековечение
Восемнадцать лет назад ушёл из жизни прекрасный человек, талантливый русский писатель Юрий Николаевич Куранов. Это случилось 11 июня в Светлогорске, на улице Карла Маркса, в доме №9, где долгие годы писатель жил и творил.
В дни рождения и смерти Куранова вся культурная общественность Калининградской области обязательно вспоминает его. Проводятся встречи, чтения в библиотеках, школах, на улицах. Память о Юрии Николаевиче не угасает, напротив – ширится и крепчает.
Во время последнего такого дня памяти в детской библиотеке имени Анатолия Соболева на Черниговской в Калининграде родилась замечательная идея увековечить имя знаменитого на всю Россию литературного деятеля. Калининградская централизованная библиотечная система (ЦБС), собрав почти сто подписей почитателей таланта писателя, местных писателей и общественных деятелей, обратилась к Андрею Мохнову, главе Светлогорского городского округа. В письме содержится предложение присвоить имя Куранова набережной озера Тихого. То есть увековечить имя знаменитого земляка.
Прошло три с лишним месяца. Увы, директор ЦБС Елена Александронец ответа так и не удостоилась.
Редакция «Светлогорья» вышла на след письма. Выяснилось, что обращение не проигнорировано. Его внимательно прочитали. И не один человек. Обращение было передано по принадлежности в городскую топонимическую комиссию. Комиссия собиралась. Чтобы обсудить предложение неравнодушных людей. Правда, авторов письма почему-то на заседание не пригласили. По версии городских чиновников – забыли.
Поиски письма Елены Александронец привели к главе администрации Владимиру Бондаренко. Владимир Владимирович с порога заявил, что разговаривать под диктофон не намерен. Он вообще с журналистами не общается. Как гражданин с гражданином – пожалуйста. Но дал понять, что в продолжительную дискуссию вступать не намерен – у градоначальника и без меня полно важных дел. Однако хозяин кабинета внимательно выслушал вопросы. Да, он в курсе. В городе есть специальная комиссия по увековечению. Она рассматривала предложение ЦБС. Члены комиссии отнеслись к нему нейтрально. Решили посоветоваться с населением и провести интернет-опрос.
– Я хочу все «за» и «против» взвесить, – твёрдо заявил Бондаренко. – В моей практике такого н было.
По телефону я связался с Андреем Кожемякиным, заместителем председателя совета депутатов. Он сказал примерно то же, что и Бондаренко. И тоже сослался на опрос, объявленный на сайте светлогорской администрации – svetlogorsk39.ru. Кожемякин честно признался, что с творчеством Куранова незнаком: «Надо бы почитать…»
Своего личного мнения не высказала и Лариса Швалкене, уважаемая жительница Светлогорска, депутат облдумы, член той самой комиссии:
– Я поддерживаю жителей, потому что проводится опрос. Я смотрю комментарии… Набережная, она всегда была набережной озера Тихого…
Кожемякин заверил, что будет ещё одно заседание светлогорских блюстителей топонимики, на которое уже обязательно позовут инициаторов неожиданно скандальной инициативы.
Опрос
Вернёмся к опросу жителей Светлогорска. Он, действительно, проводится. Уже есть результаты. Не в пользу Куранова. А кто бы сомневался! На 5 июня проголосовали 52 человека. Голосование анонимное. Сколько голосов дали тролли – никто установить не может. И не хочет. Главное – результат, который можно принять за оправдание при окончательном отказе. Топонимическая комиссия смело может кивать на мнение жителей: народ так решил. А куда девать 90 с лишним «живых» подписей под предложением ЦБС? Не самые плохие люди, кстати, проживающие в области, подписались.
Память
«Смотрю, такой молодой, одетый не по-нашему, не по-деревенски, городской парень… В один из дней мама подоила корову и говорит: «Отнеси парням молока. А то, наверно, есть нечего у них…» Я взяла крынку и пошла к ним. Захожу, они как раз сидят за столом. Алексей (Алексей Козлов, художник) сразу: «Вот, старик, познакомься, это моя племянница Зоя». Юра, помню, встал. Думаю, надо же, с писателем живым… Так всё началось».
Зоя Алексеевна Куранова, вдова писателя.
Всё меньше остаётся на земле людей, лично знавших писателя. Тем ценнее узнать, что они думают о нём сегодня.
На мой вопрос «Как вы считаете, какое место Юрий Куранов занимает в русской литературе?» лингвист Галина Васильева из Москвы ответила так:
– Мы с Юрой познакомились в 1972 году в Пскове. Я о-о-очень высоко его ценила как писателя. Он был ценностью необыкновенной. Считаю, что в русской литературе Юрий Куранов занимает очень высокое место, и даже недооценён. Есть писатели, которые как бы пришли из провинции, как курганский Потанин, например, как в поэзии мой отец Сергей Васильев. Это писатели и поэты номер один.
Не грех процитировать и фрагмент из нашей газеты.
Калининградской области повезло: выдающийся православный поэт, талантливый прозаик, мастер акварели, мыслитель и трибун жил здесь, в Светлогорске. В доме №9 по улице Карла Маркса. Стоишь у этого дома, согревавшего своими стенами писателя, слышавшего его молитвы и внимавшего его размышлениям о российской истории, природе и людях, населяющих нашу землю, и невольно подмечаешь неизбывный русский парадокс. В самом деле, Маркс не жил в Светлогорске и даже не подозревал о его существовании, а улица его имени тут появилась. Куранов же, прошагавший по этой улице за многие годы тысячи раз, вложивший душу в курортный городок и создавший здесь произведения, вокруг которых не утихают страсти и сегодня, не удостоился даже мемориального музея.
Светлогорье. 2018 год.
Калининградские писатели высоко ценят Юрия Куранова. Писатель-романист Олег Глушкин участвует во всех памятных мероприятиях. Своему коллеге Куранову он посвятил немало ярких высказываний.
Я обожал его короткие рассказы ещё до того дня, когда мы впервые встретились. Это было в конце шестидесятых годов на семинаре в Калининграде, где он руководил секцией прозы. Но и до этого нас связывали незримые нити. Он жил в Пскове, а я – в Великих Луках – тоже Псковская область. Много был наслышан о нём. В Пскове он бунтовал, обличал власть имущих и не терпел графоманов. Была у нас и общая любовь – Михайловское. Там пускали нас в монастырские кельи, живи и твори здесь, где всё дышало любимым Пушкиным. Куранов был очень дружен с хранителем заповедника Гейченко. По рекомендации Куранова этот фанатично преданный Пушкину человек вступил в Союз писателей.
В Калининградскую область переехать сманил Куранова тогдашний наш секретарь Юрий Иванов. Знал он, кого звать. Куранов выбрал город у моря – Светлогорск. Ему здесь хорошо работалось. Но, увы, в Калининграде его книги не издавались. Всё, что публиковалось, выходило в Москве или за рубежом, в переводах. Он не любил и не хотел никому кланяться. «Писатель должен творить, – говорил он, – это удел графоманов – бегать по издательствам и упрашивать выпустить свою книгу!»
Олег ГЛУШКИН, писатель.
Отрывки из произведений Юрия Куранова
Звучность леса
…Так стоять можно долго, на лице ощущая не ветер, а дыхание ветвей. Дорога пусть уходит пока одна, спускается под уклон почти к самому озеру и тоже замрёт на берегу. Там берёзы столпились при свете солнца. Берёста их порозовела при низком свете солнца, как розовеют на морозе щёки. Озеро заснежено, даже неприметны берега. Ходит по середине озера ворона и что-то бормочет себе под нос. А что бормочет, разобрать издали трудно. Шагать пора дальше, отнять ладонь от ели, от её ствола, и чувствовать на ходу, как в ладони живёт ещё и чуть замирает звучание.
Звонница восьмистиший
Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод,
Я телом хвор, но духом молод
И верю в Божью благодать.
Какие в мире могут быть
У нас привязанность и дружба,
Нас в мире заедают нужды
И оглупляют ложь и быт.
Лишь Духом Святым осиян
Ты можешь и любить и верить,
Вот почему такие звери
Прут из безбожных россиян.
Пока народ и власти не поймут,
Что только Бог – спасенье и опора,
В державе не закончатся раздоры,
Смятения и бунты не пройдут.
Покуда Церковь не поймёт своё
Лишь Господу во таинстве служенье,
Ну как не избежать ей униженья,
В мирском самоистлении её.
Размышления после крещения
В моей жизни ещё много будет чудесного. Я это чувствую. Я в это верю. Я этим живу. Будет много тяжёлого и грустного, печального и страшного, но будет это всё пронизано Божией Благодатью, вниманием Господним, силою Его и любовью. Только бы мне достойно встретить всё – и радость, и боль.
11 июня 2019 года в Светлогорске собрались люди, знавшие Куранова, и те, кто познакомился с ним по произведениям писателя. Состоялись чтения на кладбище у надгробья Юрия Николаевича. Цветы. Воспоминания. Кто-то посетил музей Германа Брахерта в Отрадном, где в День памяти открытлся небольшой уголок Куранова. Светило солнце. Шумели буки. Плакали берёзы...