Сегодня на официальном сайте Калининградского янтарного комбината появилась шокирующая информация. Называется она "Прейскурантом свободно-отпускных цен на янтарную продукцию (готовую продукцию) АО "Калининградский янтарный комбинат". Ключевое слово - "свободно" - означает, что любой гражданин может свободно прийти и купить килограмм сырца фракции +32 за каких-то 117396 рублей. Того самого, который ещё вчера стоил не более 20 тыс. Отпускная цена отныне повысилась в 5-6 раз.
Это произошло после первого янтарного аукциона, о котором мечтали все - и мелкие переработчики и руководство комбината.
Аукцион состоялся в начале октября. Три мешка по 100 кг 32-й фракции ушли по 14 млн рублей. Основной аукционный янтарь достался ООО "КТК", которое, как считает сайт руград, "можно назвать фирмой, близкой интересам Виктора Богдана". Лот фракции +16 выкупили москвичи. Многие после такого результата приуныли. В том числе и китайцы. Янтарь остался в России.
Местные калининградские переработчики назвали цены неподъёмными. Пугающими. Ведь достигнутый результат, по идее аукциона, является веховым. Событие не испугало только руководство янтарного комбината. На следующий же день в Москву отгрузили 1,5 тонны отборного камня. По старой госцене. В то время как огромное количество местных ремесленников годами ждёт исполнения своих заявок: кому требуется 8 кг, кому 40. Не просто ждут подачек, люди заплатили немалые деньги - как в пустоту. Пусть считается подарком бедному комбинату. Директор янтарного рудника Михаил Зацепин только разводит руками: на всех янтаря не хватает. Его, мол, на окормление к нам РОСТЕХ поставил для соблюдения государственных интересов. Он свято блюдёт важный пост, хотя по его же признанию, в янтаре ничего смыслит.
Обманутые янтарщики, чьи заявки годами не исполняются, объединившиеся в общественный союз, в массовом порядке могут подать иски в суд. Светлогорская Фемида взвоет. Будет очень интересный процесс.
Возвращаясь к новому прейскуранту, надо заметить, что документ сей носит провокационный характер. Он никем не утверждён. На нём нет даты. Так, невинный розыгрыш. Пробный камень. Пусть интересанты познакомятся, а Зацепин проследит за их реакцией. Вполне возможно, прейскурант через пару дней исчезнет. Но своё дело он уже сделал, устроил панику.
Зацепина нетрудно понять и простить. Он просто менеджер. Местные мелкие переработчики ему только мешают. Их много. Дай каждому по чуть-чуть - и нечего будет предложить Китаю по хорошей цене. Отраслевики, чего греха таить, не только точат бусики и лепят ёжиков, но и норовят торгануть сырцом, а это уже конкуренция. Продавать же сырьё может только Зацепин. Ему соперники не нужны. Поэтому Зацепин, получив кресло директора, первым делом взялся за контроль. Он контролирует всех янтарщиков - у кого сколько работающих, какие отчисляются налоги, какова потребность в сырье, какое оборудование используется... И только самого Зацепина контролировать некому. Сергею Чемезову, руководителю РОСТЕХа не досуг...
В условиях аукционной продажи добытого "солнечного камня" у комбината тоже возникают трудноустранимые проблемы. Он вынужден сделать весь свой бизнес легальным. Однако есть одна спасительная форма получения неучтёнки. Рабочие комбината давно практикуют дедовский способ добычи нелегального сырца. Лучшие куски они собирают словно грибы - в вёдра и лукошки. Кто скажет, что такое возможно без приказа "старшего менеджера"? Так что комбинат быстро привыкнет к новым условиям реализации. Единственная неприятность - близкая остановка промышленной добычи. На носу зима с её, будь они неладны, морозами.
Осёл в обойме
Ослу доверили однажды пост завидный.
Лесным дельцам сказать не в похвалу,
Какой-то важный зверь, где надо, очевидно,
По дружбе оказал протекцию Ослу...
Осёл на должности что было сил старался:
Одним указывал, других учить пытался;
Но как бы он себя с достоинством ни вёл,-
Каким он был, таким он и остался:
Ушами поведёт - все видят, что Осёл!..
По лесу поползли невыгодные слухи.
В порядке критики пришлось при всех признать:
"Не оправдал надежд товарищ Лопоухий!
Не справился. С поста придётся снять".
И вот на пост Вола, ушедшего в отставку,
Зачислили Осла. Опять на ту же ставку!..
И снова слухи по лесу ползут:
"Он, говорят, проштрафился и тут!"
Одни смеются, а другие плачут:
"Что, если к нам теперь его назначат?!"
Вопрос с ослами ясен, но не прост;
Ты можешь снять с Осла, коль это нужно, шкуру
И накрутить ему за все ошибки хвост,
Но если уж Осёл попал в номенклатуру,
Вынь да подай ему руководящий пост!