Потеряв всякую надежду на справедливость и законность, калининградские переработчики янтаря, лишённые возможности работать т кормить свои семьи, обратились с официальным письмом в облдуму. Обращение на специально созванном совещании разбирал депутат Александр Кузнецов. Не дождавшись реакции властей ни на обращение к президенту России, ни на обращение в думу, люди, потерявшие стабильную работу, 9 июня вышли на митинг в Калининграде. И опять никакой реакции.
Сохраняя политическое лицо, Кузнецов, председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры, член постоянного комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Калининградской областной думы, созвал очередную встречу. Нет, он не отчитался перед представителями янтарного бизнеса, объединяющего 2000 человек. «О совершенствовании переработки янтаря в свете поручений Президента Российской Федерации по развитию янтарной отрасли в Калининградской области» - так Кузнецов назвал своё совещание. О том, что в его кабинете говорилось 28 июля, скупо поведали только на сайте областного парламента: "В мероприятии приняли участие депутаты Сергей Юспин, Владимир Рындин, Александр Ветошкин, Александр Никулин, заместитель председателя Правительства области Константин Суслов, региональный министр промышленности Дмитрий Чемакин, и.о. генерального директора Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин, а также ряд руководителей местных предприятий, занимающихся переработкой солнечного камня..."
Кузнецов начал так: "Ну, во-первых, обращаю внимание, что средства массовой информации для работы у нас сегодня не приглашены. Комитет и депутаты рассчитывают на откровенный разговор. Возможно, с некоторыми нюансами. Доверительными. Которые просто кому-то позволят потом больно интерпретировать. Мы бы считали нежелательным. По итогам нашей работы будет сделан специальный пресс-релиз. Естественно, у всех участников есть полное право в дальнейшем самостоятельно комментировать всё, что будет здесь происходить. Теперь мы уже официально начинаем нашу работу…"
Откровенный разговор получился. Но его содержание засекретили. Мы же приоткрываем завесу этой "вечери", продолжавшейся три с половиной часа.
Напомним, основная проблема заключается в том, что наших янтарщиков с приходом на директорскую должность Зацепина лишили возможности свободно для нужд своего производства покупать янтарь. А единственным предприятием, которому разрешена законная добыча сырья остаётся Калининградский янтарный комбинат. Дирекция комбината, поддерживаемая местным правительством и губернатором, словно специально толкает переработчиков навстречу копателям-браконьерам. Подав в мае обращение, янтарщики поставили перед облдумой неразрешимую задачу.
Что же говорил Зацепин (хозяин, барон, непогрешимый, самый правильный)? Тот самый, который за полгода сплавил на сторону (в Москву, Екатеринбург, Новосибирск и далее – в Китай) боле сотни тонн отборного "солнечного камня". Михаил Иванович, в частности, сказал:
– Позиция, она была, есть, и будет одна. Янтарь будут получать только те, кто реально занимается реальным производством. (Никто барона не одёрнул: а по какому праву вы держите под контролем чужие предприятия? Кто позволил вам вмешиваться в чужую деятельность? Вы уже стали подразделением ФСБ или МВД? Или налоговой инспекции?)
Барон вальяжно продолжал:
– Вот. Здесь собрались янтарщики, которые в этой отрасли не один год. Может быть, не один десяток лет. Мы знаем, что… чего греха таить, основной вектор развития янтарной отрасли Калининградской отрасли был направлен на перепродажу янтаря ближайшим соседям. В Литву и в Польшу. Поэтому у нас янтарная столица – Гданьск, Вильнюс. И Калининград где-то там, непонятно, в какой очереди. Поэтому основной упор будет делаться на реальных производителей, тех, кто занимается конечным продуктом… С 1 января по сегодняшний день янтарь получили 120 компаний. Суммарный объём 180 тонн. На 80 тонн больше по сравнению с 13-м годом. Да, есть недовольные. В том плане, что нечего перепродавать за рубеж. Потому что та цена, которая идёт на янтарь-сырец, она достаточно лакомая, и понятное дело, что купив на Калининградском янтарном комбинате мешок янтаря за 10 тысяч (рублей), его можно продать за 10 тысяч долларов. Это хороший бизнес. Поэтому вся политика янтарного комбината будет направлена на то, чтобы развивать максимально производство на территории Калининградской области. Другого нет пути. Только так мы можем выйти на передовые рубежи.
Кузнецов – спросил про схемы. Нет, Зацепин не раскрыл схему переброски сырца в Москву (Пекин). И депутат отвял.
Предприниматель Зайцев, директор фирмы "Русский янатрь":
– У меня на протяжении 12 лет в цехе женской колонии работает свыше 100 человек. Мне надо лишь 300 килограммов в месяц мелочи. "Плюс одиннадцать". Мне дают 100 килограммов. Это один килограмм на человека в месяц. Как на войне винтовка: на семерых одна.
– А секолько стоит янтарь сейчас? – вдруг поинтересовался Суслов.
Предприниматель Михаил Астапенко:
– Месяц назад мне приносили фракцию "5-10", копаное сырьё, по 2200 долларов за килограмм. При стоимости комбината менее 200 долларов. Разницу чувствуете? Сегодня цена упала до 800 долларов. Хочу отметить, что готовые изделия мы как раньше подавали, так и продаём по устоявшимся ценам. Проблема в чём? Сегодня производителю действительно дешевле и выгодней пойти и продать этот янтарь – и он заработает в десять раз больше, чем производя изделия.
Суслов продолжил:
– Кому вы продаёте в четыре раза дороже?
– Я не могу продать, – ответил Астапенко, – потому что у меня люди работают. Я их обеспечиваю работой. Иначе придётся отправить их на улицу.
– Хорошо! Те, кто его покупает, куда они его продают?
– За границу.
Предприниматель Ольга Глинская:
– Всё кончилось. Лопнул мыльный пузырь. Обвалили рынок. Менее чем за год.
Предприниматель Василий Симонов, руководитель Янтарного союза (Суслову):
– Константин Васильевич, спросите у господина Емельянова (мебельщик), куда он продал 350-граммовые куски… Почти около тонны! Конечно, за это можно заплатить и налоги. Но он не платит налоги. Китайцы складывают эти куски в сейф – как золотой запас. Вот в чём беда! (Зацепину) Вы не предлагаете путь решения, кроме как "договоритесь со мной".
Предприниматель Юрий Замотин:
– Нет смысла сейчас развиваться. Надо всё продать и идти сеять картошку.
На месте, прямо на совещании, можно было сделать вывод и… вывести Зацепина из кабинета депутата Кузнецова в наручниках. Но Кузнецов предусмотрительно не пригласил на совещание главного охотника за ворованным янтарём генерала Евгения Мартынова…