В обстановке строгой конфиденциальности в четверг, 22 октября, прошло совещание альтернативных янтарщиков, объединившихся в незарегистрированный "Янтарный союз". Два десятка предпринимателей, за которыми стоят сотни мастеров янтарного дела, вынуждены были собраться, чтобы обсудить ближайшее будущее: добиваться от равнодушных властей внимания к своим проблемам либо окончательно перейти к сотрудничеству с чернокопателями.
Калининградский янтарный комбинат два года практикует политику удушения местных переработчиков, продавая "солнечный камень" преимущественно московским дилерам. А тут ему вздумалось повысить отпускные цены - на 300-600 процентов(!).
В январе, объезжая перед выборами свою вотчину, губернатор Николай Цуканов искренне возмущался, познакомившись со светлогорским предприятием "Амбервест": «Пришёл ещё один человек: он плакал и рыдал. У него было 20 человек. Осталось 4 человека, и он тоже полгода не может получить янтаря. И они действительно выпускали изделия. Что получается? Янтарь мы добываем, он продаётся на территории РФ, но местным производителям в нужных объёмах не достается».
Сегодня этот "один человек" сам не пойдёт за сырцом к Михаилу Зацепину, гендиректору янтарного рудника, с которым Цуканов обещал поговорить. При таких ценах пусть Зацепин сам у себя и покупает.
"Янтарный союз", вернее его авангардная группа, на четверговой "тайной вечере" объявила, что снова готова к массовым протестам. К митингам, голодовкам, саботажу региональных выставок. "Союз" уже отправил высоким персонам от власти и в РОСТЕХ, который владеет комбинатом, слёзные письма. Готовится петиция и губернатору Калининградской области.
Информация о встрече заговорщиков неполная. У "Союза" остался какой-то секрет. По тону его представителей, переработчики настроены решительно. Правда, их боевитость рассыпается в прах от одного обещания Зацепина дать янтарь по сходной цене. Так было на последней региональной вставке в "Балтик-экспо". Местные переработчики намеревались встретить выставку пустыми витринами и митингом, на котором огласить воззвание к Владимиру Путину. Однако решимости хватило только у Юрия Грибе, который на свои полки выложил заурядных янтарных ёжиков. Вот и весь протест.
Впрочем, проводились и митинги.
Изменения в ценовой политике продиктованы первым (может, и последним) аукционом, на котором мешки с сырцом продавались за 7-14 миллионов рублей. На следующий день в среде ремесленников началась тихая паника. Кто знает, возможно резкий скачок послужит оздоровительным стимулом для отрасли. Комбинат вынужден будет перейти на прозрачный отпуск янтаря. Переработчики затаятся. Начнётся затоваривание складов. И цены поползут вниз. За что Зацепина переведут на другую должность с повышением.
Впрочем, не так уж всё и плохо. В Литве, как сообщают конфиденциальные источники, сразу после аукциона на рынок поступила большая партия желанного камня. Добытого... в посёлке Янтарном. По божеской цене.