
Константин РОЖКОВ
Мастеру русского слова Юрию Николаевичу Куранову 5 февраля исполнилось бы 90 лет. Но уже почти двадцать лет прошло с той поры, как он предстал перед Всевышним…
Отрадно видеть, как множатся ряды почитателей его поэзии, прозы и живописи. Как его имя шагает по России. Как не умирает его мысль, его идея. Как сбываются его пророчества.
В четверг, 4 февраля, в областной научной библиотеке, где была развёрнута выставка «Светлый голос в сумерках», состоялась межрегиональная конференция «Писатель в диалоге со временем». Участники – калининградские писатели, учёные-филологи, руководители и научные сотрудники библиотек Калининграда, Зеленоградска, Светлогорска, Пскова, представители общественных организаций – выступили с докладами и воспоминаниями.
В пятницу друзья и поклонники писателя собрались на могиле Куранова в Светлогорске. Звучали его произведения, люди делились воспоминаниями. Следующая точка на карте – дом на улице К. Маркса, где Юрий Николаевич жил, творил, размышлял, мечтал о лучшей для России доле. Здесь его навещали друзья и коллеги по писательскому цеху. Сюда они и теперь приходят дважды в год – в день рождения и в день поминовения.
От мемориального знака пришедшие и приехавшие из других мест переместились в Информационно-туристический центр Светлогорска. Воспоминания продолжились.
Удивительно, но за прошедшие два десятилетия известность Куранова только выросла. Круг читателей постоянно пополняется. Интерес к его творчеству побуждает издавать и переиздавать написанные им произведения. По крохам собираются все его неопубликованные строчки, письма читателей. Интересную работу, изучая курановский стиль, курановский творческий метод, проделала лидер курановедения Лада Овчинникова, кандидат филологических наук. Её пытливый взгляд открыл необычайную звучность и многозначность курановского слова. Она нашла золотой ключик к языковому богатству Куранова.
За год библиография светлогорского гения пополнилась тонкой детской книжкой «Снежный букварь», изданной под редакцией Натальи Шумиловой, заведующей Зеленоградской детской библиотекой имени Ю.Н. Куранова. Сказка, прекрасно иллюстрированная Марией Азизуловой, издана на средства областного министерства культуры.
На деньги правительственного гранта вышла крохотная книга Людмилы Поликарповой «Юрий Куранов – добрый гений России». Наполненное удивительно тёплым светом эссе безусловно добавляет недостающую каплю биографии, творческих философско-гражданских исканий Куранова.
В прошлом году областная писательская организация провела конкурс прозаических миниатюр, которыми так славился Куранов. По сообщению писателя Бориса Бартфельда, в нём участвовали более 200 человек, из-под пера которых вышло свыше 600 произведений. Другой писатель, Олег Глушкин, всё добросовестно прочитал. Подводятся итоги.
По сообщениям сотрудницы КГТУ Валентины Долиной и известной журналистки Ирины Булдаковой, областная Ассоциация творческих союзов вышла с инициативой установить бронзовый бюст Юрию Куранову. Скульптора долго искать не пришлось, светлогорский монументалист Николай Фролов, друг Куранова, своё предварительное согласие уже дал. Осталось подыскать для памятника достойное место.
В Зеленоградской библиотеке в скором времени появится Литературно-музейная гостиная, в которой намечено организовать мастер-класс и литературную приёмную.
Увы, до сих пор остаётся живучим прицепившееся к Куранову определение отшельника, затворника и неоднозначного человека. Неправда! Юрий Николаевич – фигура очень даже однозначная. Эта черта характера определялась его редкостной эрудированностью. На все явления он имел свой взгляд. Твёрдый. Определённый. Основанный на глубоком знании предмета – будь то политика, вера, литература или искусство. Он никогда ни в чём не колебался. Как гражданин он придерживался демократического направления. В современном российском обществе, расколотом на две противостоящие друг другу когорты, Куранов безусловно стал бы на сторону не тех, кто бесчинствует, попирает закон и обогащается за счёт страны и её народа.
Он был пророком:
Зарастёт моя Русь пустолесьем,
Бесшабашным и лютым сорьём
Под водительством лютого беса,
Под огульным его вороньём…