– Янтарь – национальный камень Литвы, – гордо заявил один из предпринимателей Литвы, с которым мы познакомились на выставке Amberif в Гданьске. Назовём его Альгирдасом.
– А какой национальный камень России? – спросил Альгирдас, хитровато улыбаясь.
– Булыжник?
– Это интересное предположение.
Альгирдас рассказал, что самые крупные камни на его витрине – украинский янтарь. Помельче – колумбийский, суматранский, мексиканский, американский и от китайских продавцов. Самый мелкий, висевший грудами бус на консольках, – калининградский.
– Альгирдас, почему вы не покупаете у нас крупную фракцию, а едете на Украину.
– С удовольствием, но ваш комбинат не продаёт.
– Могу дать совет. Сделайте операцию по суживанию разреза глаз.
– Но тогда уже и паспорт надо будет менять.
– Паспорт легко купить.
– Но родина не продаётся!..
Другой литовец, Данюс, янтарю посвятил 23 года жизни. Всегда покупал янтарь в Калининградской области. Но наступили перемены. Теперь коллекционный янтарь он берёт у китайцев. Однако купленный камень добыт не из китайского лёсса.
Парадокс, но калининградским ювелирам проще купить для работы золото и серебро, которые в посёлке янтарном не добываются. Янтарь приобрести труднее.
Павел Астапенко, рискуя попасть в чёрный список, тоже согласился сказать о самой главной проблеме, которая замалчивалась на совещаниях, устроенных министром янтарной промышленности Калининградской области Дмитрием Чемакиным и директором янтарного комбината Михаилом Зацепиным.
Сергей Зайцев за 20 лет сумел создать крупное ювелирное производство в Светлогорске, на берегу моря. Его фирма «Русский янтарь» известна в Москве, Питере, в Литве и Польше. Однако и ему, прежде чем получить сырьё, приходится доказывать комбинату, что он не употребляет янтарь в пищу, не кормит им чаек.
Про маленькие предприятия Зайцев говорит, имея в виду фирмы-однодневки, которые умудряются каким-то образом покупать у комбината огромные партии сырца и тут же исчезать с рынка.
Удовлетворения заявок на сырец калининградские ювелиры ждут месяцами и годами. И даже ранее приобретённый у комбината они с трудом вывозят за ворота. Каждую партию сопровождают волокитой. На проходной покупателю говорят: «С документами на ваш янтарь всё в порядке, но не поступила команда выпускать». Пока оформленный груз ожидает высочайшего разрешения на вывоз за пределы комбината, кто-то из сотрудников Зацепина звонит в полицию. К воротам комбината срочно выезжает полицейский наряд. Едва машина пересекает границу предприятия – следует налёт, и янтарь оказывается изъятым.
ЯНТАРНЫЙ КОМБИНАТ. 4 марта
Более-менее благополучными можно назвать отношение руководства комбината к ювелирам-одиночкам, состоящим в Союзе художников. Их потребности в янтаре измеряются килограммами и граммами. И даже они обязаны доказывать Зацепину, что покупают сырьё не для перепродажи и не для сжигания в ритуальных кострах. Рассказывает известный калининградский ювелир Константин Бушмелёв.
Один с драгой и семеро с сошкой
Большинство недовольных произволом комбината, чинимым с позволения местного правительства (и, по-видимому, по указке Кремля), склоняется к выводу о том, что янтарную промышленность, поднявшуюся было с колен и составившую заметную конкуренцию комбинату Зацепина, хотят загнать в подполье. Чтобы на янтарном рынке укрепить жёсткую монополию.
Все разглагольствования господ, пытающихся на свой вкус регулировать продажу добытого в посёлке Янтарном камня, просто красивые слова. За ними ничто никогда не следовало. Порядок в отрасли пытаются навести двадцать с лишним лет. Любые попытки кончаются нулевым результатом, от которого отдельные личности мгновенно и сказочно богатеют, а отрасль падает ниже отрицательной отметки – всё глубже и глубже. Предлагаемый калининградским правительством вариант создавать подконтрольные СП (совместные предприятия с литовскими и польскими фирмами) – не более чем очередная компанейщина. На словах она выглядит безобидно. Но вопрос: «Как и кому созданные СП будут продавать сделанные ими янтарные изделия? И упростятся ли формальности на границе с переходом на поголовную СП-зацию?» застал врасплох каждого, кому он адресовался.
Вряд ли могут внятно ответить на такие вопросы министр Чемакин, Зацепин и Симонов, председатель «Янтарного союза», эдакого движения сопротивления, в которое вынужденно объединились 97 малых предприятия.
Официальные лица ведут себя подозрительно скрытно. С трибуны они говорят о прозрачности намерений и будущих выгодах для всех участников «янтарной перестройки». На деле – плетут тайную политику. О ней можно судить по конфузу, который произошёл на втором совещании, устроенном Чемакиным и Зацепиным в Гданьске 19 марта. В зал совещаний заявились калининградские янтарщики, присутствовавшие на выставке Amberif и прослышавшие про какое-то важное толковище. Однако они пришлись не ко двору.
Русский народ готов верить обманувшему его правительству много раз кряду. Он бесконечно доверяет чиновникам и считает, что у них кроме как думы о народе в голове больше ничего не водится. Сергей Зайцев тоже хочет верить в добрые намерения правительства Калининградской области. Он верит, что Калининградская область может стать янтарным центром. Но пока наши переработчики сидят на голодном пайке. Да и, как сказали поляки, имеющегося у них янтаря хватит максимум на 3 месяца.
В Литве обработкой национального камня заняты 4500 человек. В Гданьске – 4000. В Калининградской области всего 2000. Сколько рабочих мест насчитывает объединённая китайская мануфактура – никто не знает. Но кроме них есть ещё Япония, Америка, Германия. США – категория особая, эту страну в связи с крымским конфликтом, надо полагать, российское правительство имеет в виду, но вполне с определённым смыслом.
Можно подумать, что калининградский министр промышленности Чемакин не знает нынешней конъюнктуры. Янтарь и сегодня вывозится беспощадно. Однако по должности Чемакин обязан выдерживать бюрократический этикет, от которого зависит судьба миллиардного оборота. Каждое слово маститого чиновника способно перераспределять потоки сырья и потоки денежные.
Янтарщики калининградской области – напомним, их 2000 отнюдь не маргиналов – готовы выйти с протестом на улицы своих городов. С ними солидарны литовские и польские ювелиры, и они могут порыв калининградцев поддержать. Правительство и руководство комбината сделали всё, чтобы люди организовали акцию неповиновения. А дальше всяко может обернуться…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
В работе сервисов рунета произошел масштабный сбой ВедомостиРКН сообщил об оперативном восстановлении работы интернета ИнтерфаксВерсии: сбой в работе Рунета, что ...
Атака БПЛА. Из-за пожара в Энгельсе вновь ввели режим ЧС Взгляд-инфоНефтянка "выгорает" Радио Свобода Два предприятия в Саратове и Энгельсе получили повреждения при атаке ...
Аксенов обратился к Путину с тревожной новостью по мазуту в Крыму URA.RUОперативное совещание с вице-премьерами Новости - Правительство РоссииНа азовском побережье Запорожской ...