Константин РОЖКОВ
На днях присоединился к группе ФСТ39 – «Федерация спортивного туризма» (ВКОНТАКТЕ). Давненько не брал в руки ледоруба, не бороздил порогов на катамаране, не прожигал штормовку у костра. Нахлынуло. Вспомнил: Кавказ, Алтай, Памиро-Алай, Карелия…
Настоящий спортивный туризм в Калининграде начинался с конкретных подвижников. Зарождался благодаря Владимиру Великанову, Сергею Попову, Николаю Зырянову. Они создали необыкновенно привлекательное сообщество людей, собрали вокруг себя особый мир талантливых, порядочных, сильных людей. Проблемы начались, когда бразды правления туристского ковчега оказались в руках профессиональных бюрократов. Едва под эгидой государства образовалась первая федерация туризма, начались интриги, борьба за посты и звания, за влияние, за доступ к деньгам. Государству хотелось получать за «организацию» зачёты, а настоящие туристы желали только одного – осваивать новые районы, делать снимки, «кино», обмениваться открытиями. Помню, переписывались мы едва ли не со всей страной. Было приятно ощущать себя одним из 21 тысячи горных туристов СССР.
Туризм неистребим. Он существовал даже тогда, когда полностью была демонтированная советская система этого вида спорта. Но постепенно государство очнулось и начало возрождать утраченное.
В 2011 году возродилась и калининградская федерация спортивного туризма.
Вспоминая события 5-летней давности, один из участников возрождения сказал: «Наша ошибка: мы хотели ничего не делать и ходить в походы, а на административной работе пусть другие пухнут. Так у нас появился человек, у которого есть огромный административный опыт».
Этим человеком оказалась Марина Паякина, обаятельная женщина, с кипучей энергией, к тому же любительница путешествий. Её и сделали президентом федерации. Утвердили устав, зарегистрировали его в управлении юстиции. И завертелось.
Один из организаторов новой федерации Александр Нестеренко, руководитель старейшей секции туризма ОКБ «Факел», запомнил слова, произнесённые Паякиной, как только за неё проголосовали: «Теперь будете работать так, как я скажу». Волевая женщина сдержала слово.
Строго по уставу, членство в федерации подтверждается голосованием членов правления, состоящего из пяти человек. Члены федерации туризма должны уплачивать вступительные и членские взносы. В группе ФСТ39 невозможно отыскать информацию об учёте членов федерации, сборе взносов и отчётах о расходовании средств.
В уставе отражено много полезных демократических положений. Например, очередное собрание созывается не реже одного раза в год. Отчётно-выборное – один раз в пять лет. На такой же срок полномочиями наделяются президент и правление.
Но, может быть, эту информацию просто не публикуют? Интересуюсь у Александра Бургуненко, члена правления:
– Как часто проводятся у вас собрания?
– О-о-о! Что-то такого и не припомню.
– А собрания правления?
– Наверное, год назад последний раз.
– Может, в этом году собрание проводилось?
– По крайней мере, нам, членам правления, ни вызовов, ни сообщений не поступало.
На сегодня, если придерживаться устава, федерацию следует считать самоликвидированной. По той причине, что уставные сроки полномочия верхушки истекли, а новый состав не избирался. Ни снизу, ни сверху никто не выдвигал инициативы провести итоговое собрание. Да и кого звать на него? Членство не регистрируется. Известны только пять фамилий. По умолчанию, надо полагать, федерация из их числа и состоит.
Самый приятный раздел устава – седьмой. «Имущество и средства федерации». Поскольку взносами заниматься некому (такая мелочь!), г-жа Паякина изыскала источники понадёжнее и эффективнее. Члены правления могут припомнить только три вида денежных поступлений: спонсорские, бюджетные и целевые. Спонсор у федерации один – компания «Балтламинат-трейд». Точнее – её директор Артур Овсепян, увлечённый туризмом человек. Кое-что поступает из местных бюджетов. Туристы с удивлением узнали из интернета, что на проведение квеста (adventure game на местности) «Мой Калининград» в 2015 году город выделял 270 тыс. рублей.
«Нас заверяли, что федерация ни копейки не имеет, – комментирует Нестеренко. – А на этом мероприятии было, может, 15 человек! О бюджетном финансировании мы узнали из интернета».
Помимо местного бюджета, источником поступления средств являются пожертвования, поступающие, в основном, из упомянутого «Балтламината». Сборы за участие в спортивных мероприятиях и в походах. Где деньги?
Деньги, как известно, любят тишину. Туристы ни разу не слышали про то, как работает ревизионная комиссия. И есть ли она? Хотя уставом и это предусмотрено.
«Куда деваются деньги», – как-то по неосторожности задала вопрос Галина Малютина из турклуба завода «Янтарь». Просто так спросила. Ни у кого. На первых же соревнованиях команду «Янтаря» отстраняют от участия. По надуманным основаниям.
Нестеренко считает, что федерация давно превратилась в ИП Паякиной, весьма доходное, которое ни перед кем не отчитывается. Пусть бы так, но где результат? Походов всё меньше. В Калининградской области многие путешественники предпочитают обходиться без федерации. Люди ходят в горы, сплавляются по рекам, крутят педали по просторам родины, минуя МКК. Дикарями.
Гордость любой областной федерации – маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). Это такая общественная организация, которая перед выездом на маршрут проверяет спортивную готовность тургруппы, полномочия руководителя, обеспечивает безопасность. Но… президент федерации в прошлом году единоличным решением расформировала областную МКК и согласовала с Москвой новый состав. С пониженными полномочиями.
«Нас просто облапошили! – признаёт Андрей Голубев, бывший председатель МКК. – Мы прекрасно помним, как было раньше, когда руководил комиссией Попов Сергей Никитич. Когда была Елена Топчиева. Пережили смутное время 90-х. Всем хотелось ходить в походы официально. Знаем, что было и что есть. Что будет дальше? – это меня интересует. Сейчас хочу пойти в водный поход 4-й категории сложности, а заявляться некуда. К Паякиной обращаться нет смысла…»
Ни к Паякиной, ни к Дине Сергеенковой, которую президент ИП сделала новым председателем МКК, обращаться, действительно, нет никакого смысла. Это при Голубеве комиссия имела полномочия выпускать группы в «четвёрки», теперь – только в «двойки».
Паякина вошла во вкус. Она полностью утратила свою связь с уставом федерации. И, видимо, считает себя не президентом общественной организации, а начальником всех туристов. Присвоила себе право издавать приказы и распоряжения. И совершенно искренне считает, что все туристы обязаны перед ней шляпу ломать.
Интересно, что по поводу этого далеко не полного анализа может сказать управление юстиции Калининградской области: существует у нас федерация спортивного туризма или её уже де-факто нет?