Иск Игоря Рудникова к следственному комитету изрядно понервировал ведомство Александра Бастрыкина, главного инквизитора, как его назвал Александр Невзоров. Напомним, живучий журналист Рудников, которого несколько раз пытались убить, потребовал компенсацию за волокиту с расследованием уголовного дела. Того самого, начатого в марте 2016 года, когда редактора газеты «Новые колёса Игоря Рудникова» киллеры порезали ножом, а сами сбежали с места преступления.
Рудников через своего юриста Михаила Золотарёва потребовал от министерства финансов России выплатить ему 275 тысяч рублей с копейками. За нарушение его права на досудебное производство в разумный срок. В самом деле, прошло почти 6 лет!
Первая попытка провести предварительное заседание по административному исковому заявлению Елены Витушкиной, судьи Санкт-Петербургского городского суда, была предпринята 8 декабря.
Главное следственное управление представило в суд свои возражения. Судье понадобилось знать, что по поводу иска думает Минфин России, поэтому она перенесла слушания.
На месте следственного комитета, «бессмертного» журналиста следовало бы немножко попрессовать, чтобы знал свой предел. Не лез со всякими требованиями. Компенсацию ему подавай! Ну, к примеру, придумать очередное уголовное дело. С избиением Рудниковым целой роты омоновцев не вышло. Со взяткой генералу Леденёву не получилось. Можно бы вспомнить, как Игорь Петрович обижал судей, но и это было. Ещё не пробовали привлечь его за переход проезжей части в неустановленном месте. За такое лет пятнадцать припаять не грешно. Но Рудников сейчас за границей, куда его вынудили отбыть, как многих свободолюбивых граждан печальной и кровожадной страны Россия.
Так прав или нет Рудников, требуя расследовать попытку убийства в 2016 году в разумный срок? Положена ли ему материальная компенсация?
ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Ныне покойный генерал Анатолий Щербаков, бывший начальник УВД, мне лично рассказывал про случай, как одному высокопоставленному лицу в Светлогорске нахамил какой-то подгулявший молодой человек, тут же растворившийся в толпе. По жалобе оскорблённого секретаря обкома КПСС на ноги была поднята вся милиция. Бедолагу сняли с дизель-поезда и провели с ним беседу – чтобы уважал старших да при должности.
Разве нынче полиция не умеет работать? Отнюдь. Полисмены легко вычисляют активистов массовых протестов даже после окончания митингов и шествий. И берут их тёпленькими через 2-3 дня.
А теперь представим такую картину: с ножом (как на Рудникова или Чесалина) или битой да кастетом (как на Евгения Гришина) или с винтовкой (как на Владимира Смирнова) кто-то напал. И не на кого-нибудь – на самого губернатора. Думаете, не нашли бы преступника и заказчика? Сомневаюсь. Уже через час за спиной злоумышленников сомкнули бы челюсти наручники.
Рудников – случай особый.
Чем же объясняют своё бездействие следаки?
В своём плаксивом возражении от 7 декабря, адресованном Витушкиной, В.А. Крапиневич, руководитель первого следственного отдела второго следственного управления (с дислокацией в городе Санкт-Петербурге) главного следственного управления следственного комитета Российской Федерации, оправдывается, дескать, Рудникову надобно отказать, «поскольку с момента выделения в отдельное производство уголовного дела по обвинению Васюка М.О., то есть с 29.01.2020, по уголовному делу № 390795/16 проведённым комплексом следственных и иных процессуальных действий установить иных лиц, подлежащих в соответствии с уголовно-процессуальным законом привлечению в качестве обвиняемых, не представилось возможным».
В переводе на человеческий язык, Крапиневич просит считать точкой отсчёта не март 2016 года, когда было возбуждено уголовное дело № 390795/16, а 29 января прошлого года, когда дело было выделено в отдельное производство и ему был присвоен номер 42002007707000003. Но ведь Рудников к этому новому номеру претензий не заявлял, он свою жалобу обосновывает волокитой по делу № 390795/16. Оно в суд на рассмотрение не направлялось, не прекращалось, не приостанавливалось. Крапиневич сам же подтверждает: «Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению других лиц, а также получению достаточных доказательств для предъявления им обвинения продолжаются».
Исчерпав аргументы, Крапиневич прикрывается первым заместителем председателя следственного комитета Российской Федерации: мол, он продлил предварительное следствие до 57 месяцев 00 суток! (Даже нули не забыл указать, будто они имеют какие-то значение! – Примеч. СК.)
Представитель Крапиневича в суде, Павел Гулаков, тоже давил на жалость: «В наше подразделение уголовное дело было передано 6 апреля 2018 года». И там же расписался в бессилии: «Полагаем, что оснований для подачи иска нет, потому что следствие ведётся, все необходимые мероприятия проводятся, виновные лица не установлены».
ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ
«Задержаны Каширин и его подельник, остальные люди – организаторы, пособники, а главное, заказчик – остаются на свободе, – сообщал в своём видеоинтервью в сентябре 2019 года Рудников. – Хотя все они известны. Более того, они известны не только мне. Их фамилии, имена, адреса содержатся в материалах уголовного дела. Парадокс заключается в том, что они спокойно разгуливают на свободе, их никто не пытается задержать. Из-за этого, собственно, весь сыр-бор и сейчас продолжается… Медленно движется это дело, но я надеюсь, что всё-таки оно доберётся до суда, и на скамье подсудимых окажутся все участники этой преступной группы».
Фамилию заказчика убийства Рудникову назвали сами силовики. Но «поскольку команда сверху не поступает, его не задерживают, и он пребывает в статусе свидетеля. Тоже самое касается и организаторов».
С сентября 2019-го прошло два года с гаком. Практически ничто не изменилось.
Подельник Каширина, Михаил Васюк уже отбывает срок. За два убийства. По делу о покушении на депутата областной думы Рудникова его ещё не судили. После предъявления обвинения Васюку, его уголовное дело передали в Центральный районный суд Калининграда – по месту совершения преступления. Но нашлись ушлые адвокаты, которые посчитали, что в нашей области у Рудникова сосредоточены огромные ресурсы, с помощью которых он может повлиять на ход судебного разбирательства. И перепуганные насмерть судьи с прокурорами спихнули дело в С.-Петербург.
В Питере дело мусолится до сих пор. Те же ушлые гражданки его тормознули на первом же заседании. Они потребовали, чтобы уголовное дело возвратили в прокуратуру, поскольку-де в обвинении не указа мотив преступления. Покушение было – а мотива нет.
Очень многие детали и события вокруг рудниковского дела указывают на то, что следствие волокитится намеренно. Вот ещё почему появилось административное исковое заявление о компенсации за нарушение права Рудникова на досудебное производство по уголовному делу в разумный срок.
Следующее заседание состоится 22 декабря.
Через несколько минут после покушения