Людвиг ЛАДУТЬКО
«По-настоящему, обязанность полицейских —
защищать население от грабителей,
в действительности же они защищают лишь богачей.
А богачи-то и есть самые настоящие грабители.
Только грабят они нас, прикрываясь законами,
которые сами придумывают.
А какая, скажите, разница,
по закону меня ограбят или не по закону?
Да мне все равно!»
«Незнайка на Луне» Н. Носов 1964 г.
Удивительно, но в этой цитате из детской книжки Николая Носова присутствует всё, что сейчас присутствует и в нашей стране: богачи, в руках которых земля, заводы, деньги и полицейские, которые преимущественно выполняют команды богачей. Эта детская фантастическая книжка, написанная, в далёком 1964 году стала нашей действительностью. Сказки, оказывается, пишут не только для детей. Реальность поражает! А теперь попробуем вспомнить, как всё начиналось?
Исторические хроники
После Февральской революции 1917 г. в России царская полиция была ликвидирована. Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции», которые были изданы в апреле 1917 г.
10 ноября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял Декрет «О рабочей милиции», в котором говорилось, что все советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении советов рабочих и солдатских депутатов.
10 мая 1918 г. коллегия НКВД РСФСР приняла решение о том, что «милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции». С этого момента милиция из «народной» начинает переход в категорию профессиональной.
27 октября 2010 г. законопроект «О полиции» был внесён на рассмотрение в Государственную думу РФ. 28 января законопроект был одобрен Думой в третьем, окончательном чтении.
7 февраля 2011 г. Закон «О полиции» был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Итак, полиция. Уж так хотелось бывшему президенту покончить с «советским прошлым», что неважно то, что ненавистную народу полицию убрали из жизни нашей страны в 1917 году совсем не «красные ленинцы», а Временное правительство. Неважно, что переименование встретило у большинства наших сограждан насмешки и неприязнь. Ну, да бог с ними. Важно другое, – сумела ли власть принципиально изменить подготовку и организацию работы правоохранителей? – в государстве нашем нет идеологии, а без этого нельзя сформулировать задачи правоохранительных органов – сегодня их часто отвлекают на всякие мероприятия, в том числе политического характера. Мне хочется верить, что затевая реформу с изменением названия, в сути которого находилась народность данного органа власти, как всегда хотели «как лучше».
Цитаты
Медведев Д.А. – Хотел бы ещё раз подчеркнуть то, что и так очевидно. Милиция – чрезвычайно важный институт для нашего общества, и чёткие законодательные рамки её деятельности нужны не только для защиты прав и интересов наших граждан, но и для создания нормальных условий работы самой милиции. Конкретизировав её права и обязанности, а также избавив её от несвойственных функций, мы тем самым можем сконцентрировать усилия милиции на выполнении её основной задачи – обеспечении правопорядка. В этом контексте законопроект должен качественно отличаться от действующей редакции закона о милиции.
Первое, на что я уже обращал внимание, заключается в том, что должны быть подробным образом определены нормы, которые обеспечивают общественный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел и его должностных лиц.
Второе. В целях уточнения обязанностей милиции в законе должен содержаться их чёткий и подробный перечень. В него нужно включить и те обязанности, которые сотрудники Министерства внутренних дел осуществляют в соответствии с другими правовыми актами.
Третье. Это максимальная конкретизация прав милиции. Надо избавиться от таких формулировок, которые не имеют чёткого содержания, которые размыты. Они создают в законодательстве пробелы, которыми впоследствии пользуются для достижения личных целей, то есть применяют закон произвольно, без должной процедуры или в нарушение существующих других правил, что, соответственно, влечёт ограничения прав и свобод граждан.
Четвёртое – то, о чём в последнее время мы много говорим и то, на что повышенное внимание обращает само министерство. Особое место в законопроекте уделено вопросам проверки сотрудников милиции на профессиональную пригодность, включая возможности тестирования. К личным качествам сотрудников милиции должны предъявляться самые жёсткие требования.
Пятое. Уточняя обязанности милиции, нужно освободить её от несвойственных функций. Этот вопрос не простой, потому что он упирается в деньги, но очевидно, что с целым рядом нынешних обязанностей милиции вполне могут справиться другие государственные структуры.
Наконец, самое последнее. Вещь скорее внешняя, но, на мой взгляд, важная. Ещё со времён Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией. Тем самым подчёркивался их народный или, как принято, было говорить, рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией.
Сегодня, согласно заявлению уволенного после многочисленных скандалов министра Нургалиева, «все пороки милиции остались позади». На реформы уже потрачены многие миллиарды рублей. Но при этом ни граждане, ни низовые работники милиции улучшения в работе не почувствовали. Переаттестация проведена. Уволен 141 генерал. Из них 90% достигли предельного для службы в органах возраста. Ликвидированы многие райотделы. В результате для многих жителей сельской местности расстояние до ближайшего отдела милиции увеличилось вдвое и больше. Так уж случилось, что первая годовщина полиции совпала с громким скандалом в Казани, где полицейские замучили до смерти задержанного. Вдруг выясняется, что случай этот не единичен, что в этом же отделении полиции есть многочисленные жалобы граждан по поводу издевательств над подозреваемыми. По данному случаю «приняты меры»: оскандалившееся ОВД расформировано, многие сняты с должностей, прошла заново переаттестация. А тем временем, становятся известными новые случаи полицейского беспредела по всей стране. Становится понятно, что реформа МВД провалилась, несмотря на затраченные миллиарды рублей. Переаттестация прошла формально. В полиции остались далеко не лучшие. Практическое применение закона показывает, что мы имеем беспрецедентное расширение прав сотрудников органов внутренних дел при одновременном размывании оснований для их действий. Это способствует существенному сокращению прав граждан, и создает условия для развития коррупции. Характерно, что любое действие сотрудника органов внутренних дел является законным, а требование «обязательным к исполнению» до решения суда (ст.32, п.2).
Чего в итоге хотели добиться законодатели и исполнители закона «О полиции», мне неясно. Но если итог их всех устраивает, то капитан Врунгель прав: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!»