Янтарный мираж
Представьте себе: гуляя вдоль моря, вы вдруг натыкаетесь на выброшенный волной кусок янтаря весом в пару килограммов. Что вам следует сделать? Сдать его на янтарный комбинат? Толкнуть за несколько миллионов китайцам? Увезти в Сибирь в качестве подарка родственникам? Но ведь сцапают же таможенники, и прославитесь вы в местной телехронике как матёрый контрабандист. Нет… Подарок судьбы вам выпал не на счастье, а на горе. Воспользоваться им вы не сможете. Посему, размахнитесь и швырните злополучный камень в морскую пучину.
Почти 70 лет Калининградскую область власти пытаются превратить в мировую столицу янтаря. Не выходит. Даже осознание того, что в нашей голубой глине упрятан почти весь мировой запас ископаемого "солнечного камня", нас не спасает. И самоназвание "янтарный край" не помогает. В целях достижения мечты о янтарной столице был создан мощный комбинат по добыче и переработке янтаря. Промышленное производство выдаёт на-гора сотни тонн сырца, а "край" так и не превращается в столицу. Между тем миру известны две янтарных столицы – в Гданьске и Вильнюсе. Наметилась и третья – в Гонконге.
Забавно, да? Меняются директора комбината, условия реализации сырья, устраиваются бизнес-инкубаторы, чиновниками обронены миллионы слов. Выданы тысячи гарантий и обещаний. Последняя идея провести в этом году мировой форум, который посрамит все литовские и польские выставки янтарных изделий, с позором провалилась. Сказка так и не обернулась былью. Отрасль всё глубже и глубже погружается в жо… Жёлтый, сияющий камень, словно заговорённый, не желает становиться символом Калининградской области. Или, говоря по-модному, брендом. Может, всё дело в названии региона. Калинин виноват? Михаил Иванович?
Так совпало, что с приходом Михаила Ивановича – не Калинина, Зацепина, – на должность директора Калининградского янтарного комбината (КЯК), ставленника госкорпорации Ростехнологии, как-то оживилась суета вокруг янтаря. Обострилась борьба с добытчиками-браконьерами. Ловить чернокопателей стали чуть ли не каждый день. То и дело таможенники сообщают об выявлении попыток вывезти через границу контрабандой нескольких килограммов. Между тем Михаил Иванович через особо доверенные фирмы ОФИЦИАЛЬНО перемещает в сторону Москвы, Астаны, Екатеринбурга десятки тонн. Янтарный комбинат – единственная структура, которая может куда угодно продавать сырьё, но это контрабандой не считается. За год фирма Зацепина отгрузила в разные концы страны 240 тонн янтаря! Лучшего. Крупняка! И они, эти тонны, почти все оказались в Китае.
Мировой выставки янтаря в Калининграде, похоже, мы никогда не дождёмся. Хвалиться перед миром нечем. Лучшие мастера переработки оказались на голодном пайке. На комбинате им предлагают крохи и мусор. Из этого "добра" шедевры мирового уровня не сделать. Всё – для Китая!
Все беды прошлого и настоящего списали на одного козла отпущения, на Виктора Богдана. По указанию властей его объявили преступником, вынудили покинуть страну. Против него, державшего руку на пульсе мирового рынка, объявили мощную информационную войну. Чуть что – Богдан виноват…
А сами?..
Беспомощная власть
24 октября губернаторский сайт сообщил, что с должности заместителя председателя областного правительства ушёл Константин Суслов. По собственному желанию. Это был главный человек при Николае Цуканове, курировавший янтарную отрасль. Он должен был поднять её с колен. Не поднял. Даже на пару с Дмитрием Чемакиным, министром промышленности, у него ничего не вышло, кроме красивых слов и посулов.
Последний раз Суслова видели в обществе Чемакина 28 июля на совещании депутатов облдумы с янтарщиками, недовольными "новой" экономической политикой Ростеха и янтарного комбината. Их зазвал в свой кабинет на Кирова, 17, в Калининграде Александр Кузнецов. Видели там и директора КЯК Зацепина. Председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры, член постоянного комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Калининградской областной думы, намеренно отказав журналистам присутствовать на встрече, спасая янтарную отрасль, решил поговорить начистоту. Без лишних ушей.
Разговор, увы, не получился, хотя собравшихся не отвлекали фотоаппараты и телекамеры, не мешали щелкопёры. Каждый из чиновников понимал, что отчаявшиеся от безысходности переработчики толкают его туда, где ещё 20 лет назад многих любопытных находили с дыркой в голове. С предпринимателями разговаривали как с опасными элементами. Явно ощущалось разделение на два лагеря. Янтарщики в один голос требовали: дайте сырьё, а мы вам дадим налоги – много, миллионы. Представители власти прикидывались непонимающими.
Все янтарщики, приглашённые Кузнецовым, представляли Янтарный союз, который возглавляет Василий Симонов. Не членов союза не звали: у них проблем нет, потому что отказа в получении янтаря на янтарном комбинате они не знают.
Из трёхчасового диалога процитируем только самые содержательные места.
ТЕХНОЛОГИЯ ВРАНЬЯ
«Заместитель председателя регионального правительства Константин Суслов объяснил, что ГУП «Калининградский янтарный комбинат» — единственное предприятие, уполномоченное государством добывать балтийское золото, — приостановил импорт янтаря. Кроме того, «согласно разработанной стратегии развития янтарной отрасли региона, преимущество в получении сырья имеют калининградские переработчики», — цитирует чиновника сетевое издание KaliningradToday. Модернизация на «Янтарном комбинате» действительно идет — едва ли не с начала года, когда Владимир Путин своим указом передал ГУП в ведение госкорпорации «Ростехнологии» (ныне Ростех). Есть и одобренная федеральным центром стратегия: регион должен получить еще 4,5 тысячи рабочих мест в отрасли, девятикратное увеличение налогов с неё (с нынешних 90 миллионов до 800 миллионов рублей), повышение выручки от продажи изделий из янтаря — до пяти миллиардов рублей против имеющихся 830 миллионов — и восьмикратное снижение экспорта необработанного камня. Налицо явный курс на переработку, причем на своей территории…»
http://lenta.ru/articles/2014/09/18/amber/
Василий Симонов ввёл собравшихся в курс обстановки, сложившейся на мировом рынке янтаря:
– То, на чём сейчас можно заработать, и очень много заработать, и создало главную проблему. Проблема в том, что цена на сырьё поднялась на рынках до сумасшедших цифр. Такого никто не ожидал. На сегодняшний день большая масса сырья, лучшего сырья отпускается московским компаниям. И большая часть этого янтаря находится на сегодняшний день в Китае. Это около 120 тонн. Если поверить тем ценам, которые даёт таблица Гонконга, это, дорогие мои, 159 миллионов евро. Почти 8 миллиардов рублей! И эти деньги пришли не на обветшавшее оборудование комбината, не на ликвидацию бедствий посёлка, не на развитие. Куда всё ушло?..
Заседавшие, конечно же, понимали, что денежная масса ушла в чьи-то карманы и на счета за границей, минуя налогообложение и учёт.
– В первую очередь, – заявил Симонов, – виновата администрация области. У нас 5-6 компаний получили 110 тон, а остальные 100 компаний получили 20 тонн. Разделите. Где антимонопольная служба? Одним отгружают десятки тонн, а другим не дают даже килограмма! Сейчас проще продать сырьё и вывезти его, увезти за пределы области. А всех, кто высказывается, что им не хватает сырья, обозвать негодяями и паразитами. Вот за что обидно.
Действительно, за последние полгода на Янтарный союз обрушилась мощная лавина клеветы. В "Комсомольской правде" эту организацию обозвали поддельной. Когда по поводу коллективного обращения к президенту России областное управление полиции проводило расследование (!), замруководителя областного управления юстиции отчаянно вводил в заблуждение: мол, общественная организация, не зарегистрированная юстицией, не имеет права даже собрания проводить.
Константин Суслов начал было затыкать рот Василию Симонову, но он продолжал:
– Нас поставили в неравные условия. Мы до чего докатились! Продукцию в свои магазины завозим польскую, литовскую. И самое страшное, что уже пошла продукция китайского производства. Китайцы пришли и предложили в магазине продать их изделия – мы вот до чего докатились… Красивые лозунги, красивые обещания привели к тому, что написано письмо президенту. Молчание и нежелание общаться с людьми привели к тому, что люди вышли на митинг. Это может и дальше продолжаться. А вот я снимаю с себя ответственность за то, что произойдёт дальше… Всегда правительство Калининградской области стояло на стороне предпринимателей. В этот раз у нас правительство находится в стороне, комбинат – в стороне, предприниматели сами по себе. Дайте возможность людям работать! Больше они ничего не просят.
Лидера Союза поддержал Сергей Зайцев, директор фирмы "Русский янтарь". Он завёл диалог с Михаилом Зацепиным:
– Михаил Иванович, почему вы ставите нас в неравные условия. У меня 100 человек работают. Почему вы мне даёте 100 килограммов раз в четыре месяца?
– У вас не раз в четыре месяца…
– Хорошо, в этом месяце вы дали, но до этого вы три месяца не давали.
– До этого у нас и добычи не было?
– Но отправки из Храброва регулярными были. Где этот янтарь брали? Ну, если честно!..
Зацепин промолчал. Что выглядело предельно честно.
Предприниматель Ольга Глинская тоже задала прямой вопрос:
– Здесь представлены ведущие предприятия. Хоть один из нас, сидящих здесь, продал сырьё?
И снова молчание.
Юрий Замотин, индивидуальный предприниматель:
– Я за 5 лет вложил более 10 миллионов рублей в производство, в помещение для производства. Сейчас у меня 3 месяца никто не работает. Цех на 10 человек плюс ещё 6 человек. Куда вот мне развиваться? Мне 35 килограммов камня дали за 3 месяца.
– Вы в заявке? – вяло отреагировал директор КЯК.
– У меня заявок куча! Каждый месяц запрашиваю по 100 килограммов. Нет смысла развиваться, есть смысл всё продать и сеять картошку.
– Вы помните встречу в администрации, в апреле? – спросил янтарщик Владимир Литвинов у Суслова. – После письма президенту. Я вам тогда задавал вопрос по поводу фактов, изложенных там. По поводу фирмы "Астерия" и других. Вы ответили, что направили запросы в соответствующие структуры. Эти факты подтвердились?
Суслов что-то промямлил.
Модератор встречи Кузнецов с умным видом:
– Нам надо ситуацию перепроверять.
ТЕХНОЛОГИЯ ВРАНЬЯ
«Объём внутренней переработки янтаря с приходом «Ростеха» и нового руководства был увеличен сразу на 20 процентов. Такие данные обнародовал губернатор Калининградской области Николай Цуканов в интервью еженедельнику «Коммерсантъ-Власть»».
http://lenta.ru/articles/2014/09/18/amber/
Михаил Симуков, переработчик янтаря:
– Тема разговора нашего, она стоит, я так думаю, одну треть бюджета области. Ещё в прошлом году совещание проводил Николай Николаевич, он спросил: "А что, говорит, торговать сырьём выгодней?" Конечно. Я сырьём торговал последние, наверное, года четыре, и построил предприятие в 4 этажа… У меня маленькое предприятие. Я за 12-й год заплатил 3 миллиона 680 тысяч рублей налога. В 14-м году я заплачу, может, полтора миллиона. Хорошо, если так. Вы понимаете? – спросил он у Зацепина.
Один из депутатов облдумы поинтересовался у Зацепина, на каком основании 4 московских фирмы получают 30 с лишним процентов сырья, а 200 наших остальное.
– Какой-то критерий есть? Это на каждого в 20 раз меньше, чем для московские фирмы. По какому критерию?
Зацепину оставалось только лгать:
– Критерий… у этих людей есть оборудование, производство.
Его слова вызвали среди присутствующих янтарщиков маленький взрыв негодования. Будто бы это не наши янтарщики постоянно на международных мероприятиях представляют область как янтарный край. У одного Сергея Зайцева за достижения в янтарной ювелирке наберётся два десятка грамот, дипломов, благодарственных писем и других наград – даже от патриарха РПЦ Кирилла, имя его вошло в Большую международную энциклопедию «Лучшие люди».
Владимир Рындин считает, что всех подряд в переработку янтаря впускать нельзя, это уникальный камень. "Там нужны годы и годы, – заметил депутат. – Он вчера ничего не делал, а сегодня уже в классе переработчиков янтаря!"
По последним сведениям, за год комбинат за пределы области вывез 240 тонн сырца. Почти весь янтарь оказался в Китае и других странах.
Литвинов предложил установить честные и прозрачные правила продажи сырья. Его словно не слышали. (Кстати, 27 октября Владимира Литвинова пригласили на комбинат получать сырьё. Он приехал. И получил шиш.)
Аргументы и вопросы янтарщиков упорно никто не слышал.
– Так и идёте в тупик… – бормотал кто-тот из чиновников. – Не слышите правды…
Кузнецов:
– В ближайшее время напряжение будет снято. Я так понял, да Михал Иванович?
Михал Иванович что-то буркнул.
Кузнецов продолжал:
– Если мы действительно выполняем задачу, поставленную президентом, что при помощи сокровищного ресурса мы региональные проблемы решаем, тогда мы свою функцию выполним.
Вместо того чтобы с Зацепина, Суслова и Чемакина взять обещание выполнить наказ президента и не позорить губернатора, обещавшего обеспечить янтарём всех местных переработчиков и направить часть прибыли отрасли в бюджет, Кузнецов словно заклинание твердил про прямое поручение президента Российской Федерации.
Всё что он мог обещать – скорую новую встречу. В августе. Но август прошёл мимо. За ним – сентябрь, октябрь… Не таким ли образом власти и стимулируют экстремистские настроения?
– На митинги нас вынуждают ходить, – в сердцах заметил Симуков.
Краткий итог совещания: сварили лапшу в мешке.
Московской фирме "Астерия", специализирующейся на торговле,
финансовом посредничестве и продаже недвижимости,
КЯК за короткий срок отгрузил янтаря-сырца более 50 тонн:
в феврале – 3000 кг
в марте – более 5000 кг
в апреле – 11000 кг
в мае – 2300 кг
в июне – более 15000 кг
в июле – 1600 кг
в августе – 3100 кг
в сентябре – более 10500 кг.
В том числе – 500-граммовых камней – 100 шт,
килограммовых – 5 шт,
фракции +146 мм – 1000 кг,
50–100-граммовых кусков – 100 кг.
Впечатляет?..