В понедельник, 28 июля, Александр Кузнецов, председатель постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры, член постоянного комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Калининградской областной думы, вынужден был провести совещание, на котором была предпринята попытка разобраться в конфликте местных переработчиков янтаря с правительством, госкорпорацией РОСТЕХНОЛОГИИ и администрацией президента России.
Надо напомнить, что группа представителей янтарного бизнеса в мае сего года уже имела встречу с Кузнецовым. И посланники двух тысяч обработчиков передали тогда нардепу свои требования. В письменном виде. Они касались проведения по инициативе облдумы круглого стола с участием правительства, дирекции янтарного комбината, УМВД, таможни, антимонопольного комитета, минпромторга и общественной организации "Янтарный союз". Кроме того, янтарщики просили установить причины социальной напряжённости, сложившейся в отрасли, выяснить, сколько янтаря-сырца вывезено за пределы янтарного края, собрать сведения о московских (китайских) предприятиях, которым по блату достаётся янтарь, проверить блатных покупателей-оптовиков на наличие у них лицензий, позволяющих вывозить янтарное сырьё, дать правовую оценку сырьевой политике, взятой на вооружение госкопрорацией РОСТЕХНОЛОГИИ и её представителем Михаилом Зацепиным, и.о. директора ГУП Янтарный комбинат.
Вчера выяснилось, что дума (Александр Кузнецов и Владимир Рындин) обращение переработчиков фактически проигнорировала. По-прежнему основная часть мастеров обработки "солнечного камня" сидит без дела и доходов. Зацепин сырьё не продаёт. Им. Но не китайцам.
Представителей янтарного бизнеса попотчевали очередными обещаниями и заверениями. В этом изощрялись и сам Зацепин, и зампред областного правительства Константин Суслов, и министр янтарной промышлености Дмитрий Чемакин, и другие.
Янтарные мастера Калининградской области сидят без работы давно. Янтарь им прекратили продавать как только в нашей области объявился Зацепин, специалист в области государственной безопасности. Между тем сырец рекой утекает в Москву, где его следы растворяются на широких просторах мирового рынка.
В редакцию СК со склада "КАРГО" в храбровском аэропорту присылают фотоснимки. На этих фотографиях можно увидеть полеты с белыми мешками. В такие на янтарном комбинате пакуют добытый из недр балтийских берегов "солнечный камень". Как сообщает источник информации, готовая к отправке партия весит приблизительно 3 тонны. Фракция, судя по рельефу мешковины, не мусорная, которой потчуют наших переработчиков. Крупняк: +25,5 – +32. По отпускным ценам комбината, товар потянет на 39 млн "деревянных". В Первопрестольной за него можно выручить 170–200 млн рублей. Хороший бизнес. Прибыль, как можно догадаться, осядет не в карманах калининградских ювелиров. И бюджету от неё не достанется даже сухой остаток. Навар между собой поделят организаторы янтарного трафика, кучка граждан, наделённых неограниченными государственными полномочиями.
Нам сообщают, что такие отгрузки практикуются ежедневно.
На фоне тоннажных партий жалкими подачками выглядят 100-150 кг, которые с боем изредка вырывают у Зацепина калининградские мастера.
Казалось бы, к чему такое жлобство? Поделись с людьми небольшим количеством сырья – и тебе же (Зацепину с Сергеем Чемезовым, директором ГК РОСТЕХ) будет спокойней…
Зацепин и Чемезов (друзья Путина) не враги себе. Они с удовольствием исполнили все заявки местных, и тогда не было бы того позорного митинга 9 июня, где славили и проклинали всю власть (бережно обошлись только с Владимиром Владимировичем).
Они не враги себе, но… Янтарные короли и бароны рассчитали всё. Мировой рынок, гарантирующий личный коэффициент рентабельности 5,0, не мог не соблазнить хозяев голубой глины. Посчитав, сколько навара можно получить, они решили помимо Пальмникенского освоить Синявинский карьер. Придя в августе прошлого года к руководству, Зацепин тут же объявил о внедрении новых технологий добычи, которые позволят увеличить объёмы едва ли не в два раза. Быстренько оборудование закупили и привезли, технологии переняли. Однако всё это было придумано для добычи изумрудов и для янтаря никак не подходило.
Объёмы так и не выросли. А контракты с китайцами, основными потребителями, заключили: официальные и неофициальные. И денежки вперёд, видимо, получили. Миллиарды. Только вот отработать обещанное не получается. Как быть? Тут-то и вспомнили про сверженного янтарного короля Виктора Богдана. В его бывших фирмах сохранились запасы. Силовики с кувалдами, бурами, газорезками ринулись "добывать" вполне законный янтарь… на чужих складах. Карательные рейды дают то 5, то 30 тонн. Янтарь арестовывают и вывозят. Дальнейшая судьба его покрыта мраком.
Янтаря комбинату не хватает катастрофически. По его территории постоянно разъезжают микроавтобусы с московскими номерами. Их набивают до отказа мешками и перегоняют в аэропорт. Там, едва не разваливающиеся от перегруза машины загоняют в грузовые отсеки самолётов. Дальнейший маршрут известен.
В условиях надвигающейся бизнес-катастрофы дирекции комбината и местному правительству не до проблем населения, занятого в переработке. Им шкуру свою спасать надо. Хоть за океан смывайся. "Китайский бизнес" неисполнения обязательств не потерпит.
Могут не вытерпеть и янтарщики. На вчерашнем совещании они так и не получили гарантий. Поэтому считается, что митинг 9 июня был только репетицией.