Калининградская область полностью соответствует общероссийскому имиджу. Янтарный край наравне с остальными областями родины разделил судьбу сырьевого придатка мира. Очередной вираж в насквозь коррумпированном и криминализированном янтарном водовороте закладывается в эти дни. Изящно. Красиво. Хитро. С подвыподвертом. С политической прокладкой и пиаром.
На организованном РОСТЕХом и Калининградским янтарным комбинатом первом экономическом янтарном форуме в Светлогорске, как было объявлено после его окончания, в октябре, Россия и Китай подписали какие-то контракты. Сотрудничество выражается в прямом допуске дружеской страны к нашим янтарным россыпям. Один местный сайт так и сообщил сегодня: «Китайская компания планирует закупать и перерабатывать до 50 процентов янтаря на территории, взятой у янтарного комбината в долгосрочную аренду».
Дирекция комбината считает, что за 3 года, предусмотренные деловым соглашением, чистая выручка составит 10 млрд рублей, что превысит нынешнюю годовою прибыль в 70 раз. Фантастика! (Спрашивается, в каких карманах осела упущенная за последние 20 лет выгода.)
Несмотря на то, что китайцам предполагается отдавать 22% всей добычи (не более), руководство комбината уверено: всем местным переработчикам сырья хватит.
Для придания сделке видимости легальности на своём сайте янтарный комбинат обнародовал формулу своего «достижения»: дескать, соглашение о сотрудничестве с китайцами совершается «Во исполнение поручения президента Российской Федерации о реализации продукции на внешних рынках без участия посредников». Как не вспомнить четырёхлетней давности поручение, в котором Владимир Путин обязывал отраслевиков обеспечить полную переработку добываемого «солнечного камня» в России и тем самым превратить Калининград в мировую столицу янтаря. Даже в своём относительно свежем интервью сайту Свободный Калининград Михаил Зацепин, гендиректор комбината, божился: «…Считаю важным подчеркнуть, что все ключевые изменения, которые переживает Калининградский янтарный комбинат в настоящее время, направлены на уход от сырьевой экспортной модели».
Ушли. С Китаем на 22 процента. Но ещё есть Индия, Польша, Литва. С этими странами Зацепин последние полгода тоже ведёт «многочисленные переговоры». И, возможно, уже есть результаты - новые контракты, соглашения. На оставшиеся 78 процентов?
Из разговоров с местными переработчиками янтаря известно, что настроение у них резко упало. Не будет удивительным, если в новом году последуют сокращения рабочих мест, прекращение деятельности многих малых предприятий, закрытие магазинов, поднимутся волны публичных протестов. Впрочем, безработных мастеров-камнерезов ждут на китайском предприятии, которое, в соответствии с соглашением, будет перерабатывать половину приобретённого у комбината сырца. Условия наёмным рабочим, конечно, диктовать будут не российские руководители. Это на языке Зацепина называется кластером.
